Первый концерт фестиваля в честь юбилея альтиста и дирижера Юрия Башмета под названием «Планета Башмета» состоялся в день рождения Маэстро. Автор: Елена Алексеева
Фото: Алексей Молчановский
Праздничное, как никогда, оживление царило уже при входе в концертный зал Чайковского. Роскошные букеты, изысканная публика, официальные, медийные персоны и просто радостно-возбужденные лица в предвкушении.
Шаг и… ты на «Планете Башмета». Милые светящиеся ушастые существа встречают гостей в фойе, передвигая огромные разноцветные буквы-кубы Б-Ш-М-А-Т-Е и развлекая ожидающих. Дерево желаний принимает на свои ветви послания гостей юбиляру. Звучат любимые Башметом «Битлз». Их большие фигуры с проемом для лица предназначены для памятных фото. Подобным образом можно запечатлеться в окружении Башмета с альтом и Энштейна со скрипкой. Стол-рулетка с цифрами на полу проверит интуицию разгоряченной публики. «Маэстро — 65» написано на стендах фотовыставки перед зрительным залом, «50 лет на альте» гласит фотоколлаж, где его жизнь-судьба-друзья, в общем его «планета».
Начало концерта сильно затянулось. И, наконец, когда распахнулись двери зала, публика ахнула. Мягкая, «туманная», непривычная подсветка всего пространства мгновенно унесла в космос. Второе осознание — едва уловимый звук, почти небесных сфер, который потом будет вибрировать в течение концерта во всех паузах между музыкальными произведениями. И… Гигантский шар, доминирующий над залом, мерцающий и слегка покачивающийся в воздухе.
Виктор Крамер, режиссер этого театрального действа, не мелочился. Ни больше ни меньше разобрал партер, установил большой круглый подиум под шаром, и в умелых режиссерских руках сцена и зрительный зал превратились в орбиту огромной планеты. Велосипед, висящий под потолком и там же оркестровые пульты, усиливали ощущение невесомости, «плавая» в открытом космосе.
И вот из боковой двери зрительного зала появился сам источник мировой музыкальной гравитации — виновник торжества с альтом в руках. Сделав круг почета, он взошел на подиум.
Фото: Алексей Молчановский
Константин Хабенский начал повествование, необычный рассказ о «планете» под названием Башмет. Голос рассказчика, графические абстракции, движущиеся на шаре и отражающиеся на подиуме, приятно ласкали слух и глаз. И музыка, музыка. Самая красивая музыка мира парила на орбите Планеты Башмета. Ее было много в этот вечер, иллюстрируя сны, мечты, сомнения, любовь, жизнь, судьбу большого артиста.
Память о маме — возникший из небытия, утерянный Экспромт Шостаковича, впервые прозвучавший в этот вечер в исполнении Маэстро и его дочери Ксении.
Фокусы Маэстро — выигранный в Амстердаме спор проехаться на руле велосипеда задом наперед — да он всегда и у всех это выигрывал. Велосипед-символ под куполом концертного зала и залихватская полька Шнитке — звенья одной «бесшабашной» цепи.
Фото: Алексей Молчановский
То, что происходило в этот вечер, имело черты спектакля, яркого шоу, праздничной вечеринки, почти капустника, но в первую очередь это был концерт высокого исполнительского мастерства. Сам Маэстро, камерный ансамбль «Солисты Москвы», симфонический оркестр «Новая Россия» играли на большом подъеме. Башмет любит повторять фразу: «Мой самый страшный враг — хорошее вчера,» — имея в виду, что нужно играть не хуже, а каждый раз лучше, чем на предыдущем выступлении.
Прекрасно исполненная 1 часть Неоконченной симфонии Франца Шуберта, будто только она одна в программе, мгновенно попала в настроение. А концерт Альфреда Шнитке, занявший целиком второе отделение, поразил своим нервом, трагизмом и глубиной. Каждый раз эта музыка способна поражать с еще большей силой. Для Башмета это сочинение стоит особняком в его альтовой судьбе и в судьбе развития альтового исполнительства в мире. Дирижер Александр Сладковский поднял на достойную высоту грандиозность замысла Шнитке в оркестровых кульминациях. Башмет неповторимым голосом своего альта обозначил болевые точки и узловые моменты композиторской мысли Шнитке.
Фото: Алексей Молчановский
Воистину, скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. В длинном третьем отделении гостями Маэстро были всемирно известные российские и зарубежные музыканты. Скрипачи Сергей Крылов, Массимо Кварта, Жан-Люк Понти, виолончелист Александр Рудин, пианист Олли Мустонен, певицы Диана Арбенина, Нино Катамадзе. Ведущие Константин Хабенский и Олег Меньшиков дуэтом представляли выступавших, фантастически талантливых и любимых друзей Маэстро. Это его окружение, его планета.
Было счастьем ощущать, что мы — тоже часть его огромной планеты.
Концерт закончился глубоко заполночь. Нелегкая это работа — быть ответственным за свою планету. Благодарность Виктору Крамеру. Долгие лета, Юрий Абрамович!
Фото: Алексей Молчановский
Источник:
www.rewizor.ru