ЭСМА ДЖЕНИА: «Сегодня мы пытаемся возродить подлинное назначение филармонии…»

Добавлено 23 ноября 2015 Orgel concerts

Абхазская филармония

Прошедший летний сезон был очень активным для абхазской филармонии. Концерты проходили один за другим. Этот красивый, уютный зал для нас, жителей Сухума, большей частью связан с яркими концертами. Но на самом деле Филармония — это не просто зал. Это учреждение, занимающееся еще и пропагандой музыкального искусства. И вот это направление работы Филармонии мы обсудили с художественным руководителем Абхазской государственной филармонии им. Раждена Гумба Эсмой Джениа.

Эсма, как вы сами оцениваете прошедший сезон?

— Сезон был, действительно, очень интенсивным и интересным. Можно сказать, концерты на любой вкус. Некоторые концерты вызывали безудержный интерес у зрителей, порою даже — нездоровый ажиотаж. Другие проходили при более спокойной и сдержанной реакции аудитории. При чем «градус» интереса аудитории не всегда находился в прямой зависимости от качества продукта и уровня мастерства. Понятно, что лучше посещаются концерты хорошо разрекламированные. Не возникает проблем и с заполняемостью залов на концерты очень популярных артистов.

В сознании большинства Филармония — это концертный зал. Не могли бы вы пояснить, что сегодня вмещает в себя понятие «Абхазская Филармония»?

— Сегодня мы пытаемся возродить подлинное назначение филармонии как учреждения, инициирующего организацию концертов с участием своих штатных артистов и коллективов, а также приглашенных музыкантов. Основной целью филармонических концертов является популяризация музыкального искусства. И, кстати, понятие «музыкального искусства» совсем не ограничивается только академической музыкой.

С начала 2015 г. и вплоть до закрытия сезона мы провели шесть концертов с участием своих и приезжих музыкантов. В этом сезоне филармония, обратившись к старой традиции проведения закрытий сезонов, устроила общий концерт солистов.

После войны ввиду известных всем объективных причин (разрушенная материально-техническая база, политическая и финансовая несостоятельность, разорванные межгосударственные культурные связи, да и внутри республики не всегда было ясно кто и за что отвечает) филармония большей частью использовалась как концертный зал, нередко как конференц-зал, кинотеатр, чуть ли не досуговый клуб — какой только формат, какие только безобразные одеяния не примеряли на нее! В те годы это можно было понять и простить, учитывая, что тогда в первые послевоенные годы филармония, возможно, было одним из редких сооружений с сохранившимися стенами и кровлей. К счастью, в стране многое изменилось за эти годы, только вот по отношению к филармонии ситуация меняется медленней, чем хотелось бы. Но мы не теряем надежды и не опускаем рук!

Кто сегодня солисты Филармонии?

На фото Эсма Джениа, Нана Черкезия, Кристина Эшба, Асида Шакая, Гулиза Авидзба, Лука Гаделия, Нинель Бжания, Манана Шамба и Альдона Цкуа
— В филармонии есть замечательный штат солистов разных поколений: народные артисты Абхазии Алла Отырба (ф-но), Тото Аджапуа (тенор), Марина Шамба (орган), Манана Шамба(сопрано),; засл.арт. РА — Нинель Бжания (ф-но), Родион Хагба (тенор), Асида Шакая (сопрано). Еще в нашем штате замечательные музыканты Гулиза Авидзба (ф-но, клавесин), Лука Гаделия (орган), Кристина Эшба (сопрано) и Нана Черкезия (сопрано). Есть и прославленные коллективы — ВИА «Гунда» (худ.рук-ль Роза Чамагуа) и ВИА «Апсны» (экс-«Апсны-67», худ.рук-ль Нодар Сагария).

На фото Кристина Эшба (сопрано) и Лука Гаделия (орган)
Еще множество молодых исполнителей выстроилось в очередь и «стучатся в двери нашей филармонии» — это прекрасные «плоды» того бурного интереса к вокальному искусству в послевоенное время, который был подстегнут успехом наших примадонн оперной сцены — Хиблы Герзмава и Алисы Гицба. Ребята выросли, отучились и ждут предложений. Но…. Пока мы ничего не можем им предложить. Вот если б была оперная студия. А ведь такой ситуации, когда практически одновременно из консерваторий выпускается достаточное для создания оперной студии количество ребят с разным типом певческих голосов, может не повториться. Уже, если внимательно проанализировать количество студентов в музучилище, ясно, что учиться пению вызывается не так много желающих.

Летом прошел замечательный концерт солистов. Скажите, на такие концерты сложно собирать публику?

— Вообще, на концерты классической музыки собирать людей очень сложно. Если только это не звезды мировой величины. К сожалению, публику просвещенную за послевоенное время мы растеряли, а новую — воспитать еще не успели. Ведь чем отличается слушатель, поклонник концертов классической музыки от посетителя любых других, скажем эстрадных концертов? Слушатель эстрадных, развлекательных концертов приходит в зал, чтобы отвлечься от своих проблем и в прямом смысле совсем ни о чем не думать. Это своего рода психологическая разрядка. На мой взгляд, это такая таблеточка кратковременного действия. А от меломанов, поклонников классической музыки требуется мобилизация их собственных интеллектуальных и творческих ресурсов.

А это определенная работа, которую сложно выполнить без опоры на некий культурный базис, без знаний о литературе, живописи, истории, философии. И чем опытней слушатель, тем сильней и уверенней он противостоит жизненным неурядицам. Это тренировка души и сердца, говоря современным языком, очищение их от шлаков и негатива. И мы, к счастью, имеем какое-то количество настоящих меломанов и ценителей высокого искусства, наших постоянных слушателей. Но все ж мечтаем об увеличении числа просвещенной публики. И здесь нам в помощь должны прийти родители и педагоги общеобразовательных и музыкальных школ.

Наша публика ходит на громкие имена. Часто бывают очень качественные концерты, но когда музыканты малоизвестны, зал не заполнен. Как думаете работать с этим?

— Публика ленива. Или, может, нерешительна, неуверенна. Она не готова составлять свое собственное суждение об артисте (ведь для этого нужны опыт и специфические знания). Лучше положиться на мнение журналистов, на рейтинги, хит-парады и тому подобное. А как с этим работать, как менять ситуацию? Ну, вот это как раз из области «воспитания аудитории». Начинать надо с «младых ногтей». Со школ, специальных программ, абонементов для детей с обязательным сопровождением концерта лектором. Процесс этот длительный, но самый верный.

На фото Эсма Джениа, Любовь Молина (контральто), Давид Терзян (дирижер), Нана Черкезия (сопрано)
Какие проблемы стоят перед Абхазской Филармонией?

— Проблемы есть, как и у всех. Но все они разрешимы, и мы уже активно работаем для их разрешения и даже находим поддержку. Тут еще дело в том, что состояние дел в музыкальном искусстве требует определенных стратегически важных решений. Все музыкальные учреждения взаимосвязаны: учебные — творческие-концертные. Невозможно, скажем, решить все наши филармонические проблемы, но не помочь оркестру (а что ж тогда будет звучать в филармонии?) или музыкальному училищу, которое для нас в Абхазии является главной кузницей кадров в музыкальной сфере. Это — наша консерватория. Из музыкального училища выпускаются будущие педагоги музыки, будущие артисты капеллы и оркестра. И если не поддержать музучилище, которое сейчас в бедственном положении, то тогда просто остановится приток молодых специалистов, а это чревато катастрофой.

В преддверии 85-летнего юбилея нашего музучилища хочется еще раз восхититься мудростью и дальновидностью Нестора Лакобы, по инициативе которого в те непростые времена (а это 1930 г.) было создано училище. По его указанию разместили училище в красивейшем особняке. И с того момента на долгие годы это был оазис культуры, животворный родник, благодаря которому на свет появились и оркестр, а точнее несколько оркестров, и хоровая капелла, и величайшие артисты, прославившие Абхазию, и многое другое, чем мы с вами вправе гордиться. Увы, сегодня училище как неродная дочь Абхазии…

Мне на ум приходит такая ассоциация: вот представьте, что наше училище, а может и академическое музыкальное искусство в целом — это такая обедневшая аристократка, растерянная, иногда голодающая, в потрепанном платье, живущая в обшарпанных комнатах некогда роскошного замка, совсем неприспособленная к новым жизненным реалиям, но… по-прежнему гордая. Найдется ли для нее рыцарь, готовый взять на себя все ее проблемы? Очень хочется верить, что счастливый конец случается не только в сказках.

asarkia.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору