На снимке: Лука Гаделия, Кристина Эшба и Анастасия Черток после концерта.
Вот уже много лет подряд, когда столичная филармония в жаркие месяцы «уходит» на каникулы, основная музыкально-концертная жизнь Абхазии переносится в Пицунду, в летнюю резиденцию музыки. Зал Пицундского храма с примостившимся справа от сцены царственным органом фирмы «Alexander Schuke» как акустический феномен уникален. Пожалуй, только здесь музыка обрела тихую обитель и не делит концертную площадку с другими искусствами.
Каждый год накануне концертного сезона художественный руководитель органного зала и хранитель пицундского органа Марина Шамба формирует напряженный график — по два концерта в день. Cезон продолжается четыре, а то и пять месяцев в году, то есть в зале за это время проводится более двухсот концертов!
В программе — выступления не только абхазских музыкантов: органистов, солистов Абхазской государственной филармонии и музыкальных коллективов. Пицундский органный зал считают «своей площадкой» именитые артисты из-за рубежа. Пицундский органный зал неоднократно принимал гостей знаменитого фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…». Здесь звучали голоса Елены Образцовой и самой Хиблы, здесь блистали Денис Мацуев, маэстро Владимир Спиваков со своими «Виртуозами Москвы», маэстро Феликс Коробов и оркестр Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и многие другие звезды.
Но уходящий концертный сезон был особенным. Прежде всего потому, что поклонники музыки — и не только в самой Абхазии, но и за ее пределами — отмечают в этом году 40-летие пицундского органа. Все мероприятия и концерты были посвящены этому событию. Их было множество, и участвовали в них как наши, так и приглашенные зарубежные музыканты. Кульминацией юбилейного сезона стал Третий международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде 2015».
Но обо всем по порядку. Открыт был сезон в органном зале храма в июне большим концертом с участием абхазских органистов, солистов Абхазской государственной филармонии им. Р. Д. Гумба, Государственной хоровой капеллы и Государственного камерного оркестра (художественные руководители коллективов и главные дирижеры Нора Аджинджал и Давид Терзян). Затем афиши сообщили о выступлениях органистов Сергея Будкеева из Барнаула, Федора Строганова из Москвы и солистки Большого театра, обладательницы прекрасного сопрано Марины Лапиной, прославленного виолончелиста и органиста Александра Князева. Органистка из Москвы Евгения Кривицкая в Пицунде во второй раз, в этом сезоне она представила программу «Музыка Франции в зеркале столетий». Ансамбль «Anteludium» (тоже из Москвы) выступил с программой «Всякое дыхание да хвалит Господа». Отрадно, что выступить в зале стремятся и считают за честь молодые музыканты. Нынешний сезон в Пицунде — уже второй для Альдоны Цкуа (сопрано) и Саида Гобечия (баритон). И публика их уже полюбила.
Июнь вообще был богатым на события: сначала состоялся XIII фестиваль детской классической музыки «Лира» (художественный руководитель фестиваля Мери Чанба), а чуть позже два благотворительных концерта. Средства от концерта «Ноты милосердия» (автор проекта — пианистка Ольга Дашевская) были направлены на строительство первой в Абхазии инклюзивной детской площадки. В качестве инициатора второго концерта (фактически это был концерт-выставка) выступил Азамат Багателия и его Фонд социально-культурных инициатив Абхазии. Сборы от билетов и благотворительные пожертвования — в поддержку ребятишек, которым важно как можно скорее избавиться от страшных, но излечимых болезней. Непременное участие в социально ориентированных проектах — это вообще позиция руководства органного зала.
Отдельную главу в праздничную юбилейную программу «вписал» Лука Гаделия: еще в начале 2015 года он анонсировал старт своего марафона концертов-посвящений «К 40-летию пицундского органа». Они торжественно прозвучали в нескольких городах России — Волгограде, Новосибирске, Кирове, Йошкар-Оле, Саратове.
Не осталась в стороне от празднования юбилея нашего органа и московская абхазская диаспора, профинансировавшая некоторые концерты с участием абхазских и российских артистов. Кристина Эшба и Лука Гаделия — великолепный творческий, а с недавних пор и семейный тандем, — благодаря поддержке московской диаспоры провели целую серию концертов с участием приглашенных московских музыкантов.
25 июля в храме состоялся концерт-приношение пицундскому органу, в котором пели солисты московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Хромов (тенор), Алексей Исаев (баритон), а также наша удивительная Алиса Гицба. Рядом с именитыми музыкантами ничуть не потерялся и камерный ансамбль «Каприччио» из Абхазии.
3 августа зрители приветствовали Кристину Эшба и Луку Гаделия, а также Анастасию Черток (она не только виртуозная органистка, но и является художественным руководителем органных программ в ГМИИ им А. С. Пушкина).
17 августа состоялся музыкально-поэтический вечер (подзабытый в Абхазии жанр) «Через слово к музыке»: к Кристине и Луке присоединилась известный режиссер и актриса Ирина Миронова.
21 сентября абхазские артисты представили слушателям сочинения для органа Микаэла Таривердиева. В концерте, который так и назывался «Авангард Микаэла Таривердиева», принимала участие вдова композитора и хранительница его наследия Вера Таривердиева.
Вот мы и подошли к самому яркому событию сезона. Вместе с осенью к теплому морю нагрянул и Третий международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде 2015». Между прочим, это один из двух высококлассных музыкальных проектов с международным участием в категории «Классическая музыка», проходящих в Абхазии. Один мы уже назвали — «Хибла Гермава приглашает…», а второй — это наши «Органные вечера…».
Бесспорным отличием этого фестиваля от других проводимых в республике музыкальных проектов (собственно заявленный жанр даже не обсуждается) является еще и полная финансовая самодостаточность, то есть фестиваль сам себя финансирует, никак не обременяя государственный бюджет. По крайней мере, пока это так.
В год сорокалетия органа фестиваль собрал в Пицунде лучших органистов мира. В числе участников были Владимир Хомяков из Челябинска, Рубин Абдуллин (Казань), Алексей Семенов (Москва), Гарри Коняев (Германия), Айварс Калейс (Латвия). Был в афише пицундского фестиваля и «новичок» — именитый органист из Франции Эдуард Оганесян, вновь приехавший в Абхазию спустя почти четверть века. Впервые в небольшой истории фестиваля в программу были включены выступления вокалисток. Двойной концерт вокально-органных дуэтов — Луки Гаделия и Кристины Эшба, а также Айварса Калейса и Мартины Дёринг (сопрано, Германия) сделал эти моменты праздника незабываемыми.
Уже по традиции фестивальную программу обрамляли выступления абхазских органистов — солистов Абхазской филармонии народной артистки Республики Абхазия Марины Шамба и лауреата международных конкурсов Луки Гаделия.
Каждый день с 7 по 14 сентября на сцене органного зала происходило волшебное действо, сменяли друг друга музыканты, а поклонникам музыки была предоставлена счастливая возможность сравнить различные исполнительские школы, насладиться великолепными музыкальными программами. В концертах фестиваля звучали сочинения старинных мастеров так называемого добаховского периода, композиторов XIX, XX, XXI веков (да, да, и в наше время орган по-прежнему является объектом композиторского интереса) и, конечно же, жемчужины мировой органной литературы — музыкальные шедевры великого Иоганна Себастьяна Баха.
Для тех, кто впервые оказался на концерте абхазских органистов, полной неожиданностью стало исполнение на органе переложений абхазских песен. И хотя национальная органная литература пока довольно скудна и включает в себя только транскрипции известных народных песен и некоторых сочинений отечественных композиторов, будем надеяться, что время, когда абхазские композиторы, вдохновленные звучанием пицундского органа, создадут оригинальные сочинения для этого инструмента, непременно наступит.
Кстати, именно Марине Шамба, первой органистке абхазского происхождения, в начале ее профессионального пути пришла в голову мысль об идеальной совместимости органа и абхазских народных песен. Во время учебы в аспирантуре Московской консерватории Марина уговорила друзей-композиторов сделать переложения абхазских песен для органа. Интуиция подсказывала, что богатейшие тембральные краски инструмента органично и естественно соединятся со строгой архаикой абхазских мелодий и, напитав их скупую сдержанную фактуру, придадут им выразительность и мощь. Марина не ошиблась. Выполненные по ее просьбе органные переложения — теперь непременная часть ее репертуара, и слушатели их особенно любят. Кстати, в этом году в сольном концерте Марина впервые исполнила еще одну абхазскую народную песню — «О ранении». Переложение для органа (и для Марины Шамба) выполнил наш замечательный композитор Василий Царгуш. Выступление Марины Шамба прозвучало завершающим аккордом фестиваля.
В этот прощальный вечер слушатели не торопились покидать зал, впрочем, как и во все другие фестивальные вечера. Каждый находился во власти волшебной гармонии, разлившейся под сводами древнего храма. Да и участники почувствовали — вот и закончился напряженный и в то же время эмоционально насыщенный и прекрасный этап жизни. Все осознавали: фестиваль уже стал заметным явлением в музыкальной жизни не только Абхазии, но и всего Причерноморья, и участие в нем для каждого из них — огромная ответственность и радость.
Юбилейный органный сезон был торжественно закрыт 1 ноября. Именно в этот день 40 лет назад более 4 000 органных труб органа сделали первый «вдох» и наполнили своды древнего храма божественными звуками.
В Гала-концерте принимали участие органисты Марина Шамба и Лука Гаделия, Алла Отырба (фортепиано), Нинель Бжания (фортепиано), Гулиза Авидзба (клавесин), Михаил Алхазов (альт) и прекрасные сопрано Манана Шамба, Асида Шакая и Кристина Эшба.
Итак, концертный сезон в Пицунде завершен, а «послевкусие» музыкальных вечеров и встреч с талантливыми мастерами надолго поселилось в душе. Вместе с предчувствием нового праздника, который непременно случится летом следующего года. Здесь же, в Пицунде.
Эсма ДЖЕНИА, музыковед
Газета «Республика Абхазия»
Номер: 129
Выпуск: 3306
Автор: Юлия СОЛОВЬЕВА
gazeta-ra.info