Рязанская областная филармония продолжает знакомить зрителей с участниками программы «Звёзды XXI века» — музыкантами, которые выступят на сцене филармонии 10 февраля в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Сегодня мы предлагаем Вам побеседовать с Фёдором Амосовым — талантливым молодым виолончелистом, который выступит в нашем городе вместе с друзьями и коллегами — Арсением Тарасевичем-Николаевым и Степаном Стариковым.
Вы представитель музыкальной семьи. Ваш выбор профессии предопределили родители или это был ваш выбор? и чем обусловлен выбор инструмента?
— Разумеется, как представителю музыкальной семьи, мне ничего не оставалось как стать музыкантом (улыбается). На самом деле, если говорить серьёзно, то осознание того кто ты и что ты приходит к человеку не в 5 не 6, и даже не в 7 лет. Осознание профессии, жизненного и творческого пути это то, что периодически происходит в течении всей жизни, и каждый раз, когда я себя спрашиваю кто я и что я — получаю разный ответ. Одно я знаю точно — только полное понимание музыки, возможность представить её путь от начала сочинения до момента исполнения, понимание процесса создания музыки, непосредственно создание музыки нами самими делает нас настоящими музыкантами.
В вашем репертуаре можно встретить композиторов, которые не так часто исполняются на российской сцене, особенно в провинции — Глазунова, Боккерини, Бреваля, Триклира. Чем вас привлекают эти композиторы?
— У каждого исполнителя, деятеля искусства бывают разные периоды в его жизни, и в моей жизни довольно уже давно начался период, когда я серьёзно занялся поиском и записью музыки, которая не только не была записана ранее, но и практически никогда не исполняется. Поэтому мой репертуар во многом отличается от моих коллег виолончелистов — я постоянно нахожусь в поиске новой и самое главное, по-настоящему интересной музыки, я провожу, в том числе, исследования «социологического» характера. На каждом концерте и в каждом городе я спрашиваю моих коллег и слушателей, что бы они хотели услышать в следующий раз. Выбор произведений для исполнения, жанрового репертуара зависит от вкусов и предпочтений зрителей.
Вы не только исполнитель, но и композитор. Звучали ли ваши сочинения на большой сцене в концертных залах или вы больше сочиняете для себя?
— В развитии музыканта просто необходимы такие навыки, как композиция, дирижирование, навык слухового анализа, например, звукорежиссура. Только комбинация всех этих сложных навыков делает человека серьёзным специалистом в своей области. Ведь композиция — это не просто написание мелодии, это сложный процесс понимания и взаимодействия огромного количества элементов — мотивов, тем, разработок, смыслов — список может быть бесконечным. Когда человек владеет композицией, он начинает по-другому смотреть на любой авторский, композиторский текст. Я прекрасно помню, как учился и в училище, и потом в консерватории, и нам преподавали классическую форму, теорию музыкального анализа, и всё это казалось мёртвым, неживым, отсутствующим… а потом, когда я начал сам активно писать, я начал понимать очень многие вещи. Сейчас, с каждым новым произведением, а также заново повторяя для себя уже «игранные» в прошлом сочинения, я вижу в музыкальном тексте не просто музыку, а то, о чём думал композитор, то, какой выбор у него был в том или ином месте музыкального произведения, то, как он взаимодействовал со своими решениями в палитре нотного текста, иногда вижу его сомнения, иногда — его прозрения, я стал видеть музыку саму по себе абсолютно по-другому. Музыка — это абсолютно живая ткань, которую композитор попытался поймать в своём же собственном воображении, которая была его идеей, его выбором в ту самую минуту, секунду, когда он писал это произведение. Возможно поэтому я придерживаюсь мнения, что музыку можно изменять, импровизировать — это живая, постоянно живущая ткань, узор, который пребывает в бесконечном движении развития.
Как рождается Ваша музыка и что подсказывает Вам сюжеты?
— Моя первая пьеса абсолютно внезапно возникла в моей голове, когда я просто ехал домой в метро. Я просто услышал в голове набор определённых… идей — и потом буквально в течение одного дня я написал свои «Вариации на тему песни Шуберта «Форель». Потом я стал писать всё больше — сейчас уже десятки каденций к концертам и сонатам, пять народных фантазий для виолончели соло, сольная соната, целый ряд других произведений. Практически на каждом своём концерте я играю либо свои переложения, либо свои каденции к концертам, либо свои сочинения, премьеры которых прозвучали и Большом зале консерватории и в концертном зале «Мариинский-3» и в других залах наших столиц, а также в регионах.
Источник:
rznfilarmonia.ru