10 февраля на сцене зала камерной музыки Рязанской областной филармонии выступят лауреаты международных конкурсов, восходящие звёзды отечественной музыки — Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано), Степан Стариков (скрипка) и Фёдор Амосов (виолончель). Концерт пройдёт в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
С Арсением Тарасевичем-Николаевым и Степаном Стариковым рязанская публика встретится не в первый раз — в 2016 году музыканты стали гостями проекта «Прокофьев-гала», проходившего в филармонии и приуроченного к 125-летию со дня рождения выдающегося композитора. В программу предстоящего концерта сочинения C. Прокофьева не вошли — музыканты порадут слушателей произведениями эпохи барокко и романтизма. В преддверии концерта мы поговорили с исполнителями- участниками программы «Звёзды XXI века» об их музыкальной карьере и не только.
Арсений, Степан, вы оба из семей музыкантов. Желание посвятить жизнь музыке было вашим желанием или стремлением продолжить семейное дело? Как отнеслись к этому родители? Не было ли желания выбрать другую профессию, не связанную с музыкой?
Арсений Тарасевич-Николаев (далее — А Т-Н)Так вышло, что с детства меня окружала музыка. Моя мама — пианистка, работает в МГК им. Чайковского; мой отец, сын Т. П. Николаевой, известной пианистки, народной артистки СССР, тоже очень любит классическую музыку, хотя и избрал другой путь. Ещё до того, как я научился ходить, я умел вставлять диски в проигрыватель и мог проводить часы, слушая музыку, дирижируя. Началось всё именно со слушания, и, что интересно, я предпочитал симфоническую музыку, от Моцарта до Стравинского и Прокофьева. Занятия на фортепиано пришли чуть позже, они стали естественным продолжением моего общего увлечения музыкой. В 4 года мама начала заниматься со мной по чуть-чуть, а лет с 5 уже с более-менее серьёзным прицелом на поступление в музыкальную школу.
По-настоящему никогда не рассматривал жизнь без музыки. Хотя я и не был самым прилежным учеником, отлынивал от занятий… Когда мать ставила вопрос ребром — занимайся или уходи из профессии — для меня второй вариант был сродни казни, так что приходилось себя пересиливать.
Степан Стариков (далее С.С.)С самого детства в моей семье звучала музыка. И вопрос о выборе профессии как таковой не стоял, лишь о выборе инструмента. Меня всегда восхищала скрипка с её огромными возможностями и её неповторимым тембром. И хоть занятия давались мне нелегко, как и всем детям, однако на концертах я получал огромное удовольствие.
Арсений, свою первую победу вы одержали на в 19 лет на международном конкурсе пианистов им. А. Н. Скрябина. Конкурс проходил в столице. Родные стены помогали, здесь было легче выступать или, наоборот, трудее, больше ответственности перед собой и публикой?
А Т-Н. Вообще, как правило, в Москве выступать психологически труднее — действительно, чувство ответственности перед «своей» публикой обостряется. С другой стороны, оно всегда присутствует, ведь любой артист/художник/поэт ответственен прежде всего перед самим собой. На конкурсе Скрябина я чувствовал себя свободней и уверенней чем, возможно, на всех последующих — никаких «титулов», кроме детских, ещё не было, музыкой Скрябина я горел, а наличие большого ажиотажа вокруг конкурса меня только заряжало ещё сильнее.
Степан, расскажите о скрипке, на которой играете? Это инструмент с историей, или современный?
С.С.Это молодой инструмент 2012 года работы Иманта Шмита, который живёт в Москве. Ещё когда она была в стадии заготовки, он уже начал создавать её прислушиваясь к моим пожеланиям и сделал ее такой, какой мне бы хотелось ее видеть.
Арсений, Ваш исполнительский репертуар достаточно широк и включает как произведения известных русских и зарубежных композиторов — Дебюсси, Равеля, Рахманинова, Метнера, Скрябина, Прокофьева, так и современных авторов. Какая музыкальная эпоха ближе лично Вам?
— Мне всегда сложно отвечать на вопросы о музыкальных предпочтениях… Видите ли, пианистам повезло, наверное, ещё больше, чем всем остальным инструменталистам — наш репертуар наполнен гениальными произведениями, было написано такое количество потрясающей музыки для фортепиано, что можно всю жизнь посвятить только высочайшим шедеврам. Я открыт всем эпохам и воспринимаю их одинаково ярко. Могу лишь сказать, что лично мне играть и учить проще — на данном этапе, это французская музыка — Дебюсси, Равель.
Арсений, Степан, в Рязани вы оба уже бывали, однако в этом году с вами в нашем городе выступит ещё один музыкант — Фёдор Амосов. Расскажите, как сложилось ваше творческое содружество?
А.Т-Н.- И со Степаном, и с Федором я играл раньше, но лишь в дуэте (так что в этом составе вы услышите наш дебют!). Оба — большие мастера с яркой индивидуальностью, совместное творчество с ними обогащает меня. Я вообще всегда радуюсь, когда предлагают выступать в камерном ансамбле — а уж тем более с такими замечательными музыкантами!
С.С.С Арсением мы уже знакомы много лет, учились в ЦМШ с первого класса, и много музицировали вместе. А с Фёдором мы познакомились относительно недавно, на фестивале «Зеленый шум» в Сургуте. И сегодняшнее выступление это, можно сказать, наш первый совместный опыт.
Источник:
rznfilarmonia.ru