Как рассказали организаторы фестиваля, опера "Черный монах" вполне отвечает подзаголовку проекта, "поскольку сам чеховский сюжет дает ключ к пониманию того, что именно находится за гранью воображения".
Международный фестиваль "Опера Априори" представит проект "Интеллектуальная опера: за гранью воображения" в Большом зале московской консерватории 16 марта, сообщили РИА Новости организаторы фестиваля.
В программу вечера вошли две оперы, которые будут представлены в концертных версиях. Во-первых, зрителям покажут оперу венгерского композитора Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода", созданную. в 1911 году. Кроме того, состоится мировая премьера оперы Алексея Курбатова "Черный монах" по одноименной повести Антона Чехова, написанной в 2009 году.
Как рассказал РИА Новости Курбатов, опера "Черный монах" вполне отвечает подзаголовку проекта, "поскольку сам чеховский сюжет дает ключ к пониманию того, что именно находится за гранью воображения".
"Главный герой — сумасшедший гений, он разговаривает с несуществующим человеком, Черным монахом, — пояснил композитор. — Любящие его близкие люди пытаются вылечить его и вылечивают, но связь со своим Черным монахом он теряет. А вместе с ней теряет, как ему кажется, и свою гениальность. От этого он страдает, разрушает свою жизнь и умирает, но перед смертью вновь обретает возможность говорить с Черным монахом".
По словам автора, его оперу вполне можно назвать интеллектуальной. "Здесь нет черт, которые присущи большой опере XIX века, — отметил Курбатов. — Нет картинности, внешнего, открытого действия. Здесь все происходит в диалогах, смысл концентрируется на внутренних процессах. Поэтому я надеюсь, что от концертного исполнения опера не проиграет — музыкой я пытался показать внутреннее, а не внешнее действие".
Курбатов подчеркнул, что его произведение и опера Бартока не случайно были объединены в один проект — они обе рассказывают о взаимодействии главного героя с неким таинственным миром, недоступным для других и ведущим к гибели. Композитор отметил, что его музыка, вероятно, будет более понятной слушателю, чем стилистика Бартока.
"У Бартока это был ранний период его творчества, это сплошные эксперименты — со звуком, с оркестром, — рассказал композитор. — У меня же все-таки немного проще, потому что обычно я пишу так, чтобы слушать было одинаково интересно и моим коллегам-музыкантам, и неподготовленному слушателю".
В исполнении оперы Бартока примут участие венгерские певцы — меццо-сопрано Ильдико Комплоши и бас Балинт Сабо, а также Государственная академическая хоровая капелла имени Юрлова. Главные партии в "Черном монахе" исполнят Дарья Зыкова, Максим Пастер, Петр Мигунов, Геворг Григорян. За пульт Московского государственного академического симфонического оркестра в обоих сочинениях встанет Павел Сорокин.
Елена Чишковскаяhttp://ria.ru