Идея «Возвращения» объединить исполнителей, живущих в разных странах мира, в интересных концептуальных программах и представить московской публике репертуар европейских залов. Для каждого фестиваля подбираются уникальные программы за 15 лет существования «Возвращения» в концертах ни разу не повторялись не только темы, но и произведения.
Шестнадцатый фестиваль камерной музыки «Возвращение», который пройдет в Москве на сцене Малого зала консерватории с 6 по 12 января, подготовил музыкальные премьеры и редкие сочинения, сообщил РИА Новости один из организаторов, скрипач Роман Минц.
«Шестнадцатый год подряд на нашем фестивале остаются неизменными состав исполнителей и принцип составления программ: как всегда будет четыре концерта три из них тематические, и „Концерт по заявкам“ на закрытии. Поэтому публика уже знает, что от нас ждать, но, тем не менее, каждый раз зрители ждут и определенных сюрпризов, поскольку еще одной традицией „Возвращения“ стало то, что мы не повторяем сочинения, которые когда-то были сыграны на фестивале за все эти годы», рассказал Минц.
На концерте-открытии, названном «Путевые заметки», прозвучат произведения, написанные композиторами под впечатлением от путешествий в разные страны.
«Это некий концерт-путешествие. Здесь, что характерно для наших программ, соседствуют общепризнанные классические произведения с редкими вещами. Среди первых будут исполнены „Годы странствий“ Листа и „Воспоминания о Флоренции“ Чайковского, а между ними прозвучит редко исполняемая музыка Ипполитова-Иванова „Вечер в Грузии“, и мне лично особенно интересно услышать российскую премьеру произведения для ударных и электроники „Шесть японских садов“ финского композитора Кайи Саариахо», рассказал музыкант.
Он также подчеркнул, что откроется этот вечер и весь фестиваль также экзотичным сочинением немецкого саксофониста и композитора Хайнера Виберны Ulla In Africa («Улла в Африке»).
«Историю всех этих произведений, а также тех, что прозвучат на следующих концертах, можно будет прочитать в нашем фестивальном буклете, так что зрители не останутся в неведении, чем интересно то или иное сочинение. Мы находим интересные факты даже о самых редких вещах, о которых очень трудно узнать хоть что-нибудь», заверил Минц.
Второй концерт под названием «Война», который состоится 8 января, представит сочинения, созданные во время разных трагических кампаний от наполеоновских войн до Второй мировой. Среди них музыка Бетховена, Шумана, Равеля, Яначека, Шостаковича.
«Как и во многих других наших концепциях, мы не предлагаем слушателю готовую идею, а предлагаем ему самому сделать выводы о том, влияют ли подобные катаклизмы на композиторское творчество или нет»,
отметил музыкант.
Следующий концерт состоится 10 января, и его темой станет «Исход». Программа вечера будет посвящена опусам, написанным композиторами накануне эмиграции. Музыка, созданная в момент, когда отъезд уже либо неотвратим, либо состоялся, будет представлена именами Генделя, Шопена, Хиндемита, Шенберга, Глазунова, Метнера, Рахманинова. По словам Минца, во время составления этой программы участников «Возвращения» интересовало состояние человека в момент принятия такого важного решения.
Завершится фестиваль традиционным «Концертом по заявкам», программа которого компонуется на основании заявок самих исполнителей.
«Именно из-за того, что этот концерт составлен по желаниям самих музыкантов, он может показаться довольно пестрым по музыкальному наполнению, тем не менее, эта пестрота отражает то, насколько мы все разные. Мне кажется, будет очень интересная программа, где рядом с квинтетом» Танеева будет соседствовать произведение знаменитого джазового пианиста Чика Кориа, а соната для виолончели и ударных Суслина и джазовая сюита для малого оркестра Мартину с сочинениями Малера и Шопена«, поделился музыкант.
Кроме того, собеседник агентства отдельно выделил еще одно произведение, вошедшее в программу заключительного концерта, сицилиану для флейты, гобоя, валторны, двух скрипок, альта и виолончели Леонида Десятникова, которая будет впервые в мире исполнена в рамках «Возвращения».
«Эта пьеса должна была войти в балет Десятникова «Утраченные иллюзии», но была оттуда изъята и какое-то время лежала в столе, пока автор не решил, что ее было бы интересно услышать на нашем фестивале, и преподнес нам ее, как он сам выразился, «в качестве дареного коня», рассказал Минц.
Среди участников нынешнего смотра именитые музыканты, неоднократные участники «Возвращения», пианисты Ксения Башмет и Александр Кобрин, скрипачи Борис Бровцын и Александр Ситковецкий, альтист Максим Рысанов, виолончелисты Борис Андрианов и Евгений Тонха, кларнетисты Антон Дресслер и Игорь Федоров, перкуссионист Андрей Дойников, флейтистка Мария Федотова, певица София Фомина и другие музыканты из разных стран (всего более 40 участников), а также впервые выступающие в рамках фестиваля московский пианист Вадим Холоденко, виолончелист Александр Бузлов и пианистка из Нью-Йорка Елена Лисициан.
Фестиваль камерной музыки «Возвращение» ежегодно проходит в рождественские праздники в Московской консерватории. Созданный в 1998 году, он объединяет музыкантов, представляющих сплав лучших традиций русской и зарубежных музыкальных школ.
Идея «Возвращения» объединить исполнителей, живущих в разных странах мира, в интересных концептуальных программах и представить московской публике репертуар европейских залов. Для каждого фестиваля подбираются уникальные программы за 15 лет существования «Возвращения» было сыграно более 50 тематических концертов, в которых не повторялись не только темы, но и произведения.
РИА Новости
ria.ru