Куратор форума бэби-театров Варвара Коровина объяснила «НГ» интерес концертного комплекса к искусству для младенцев
Сцена из спектакля «Круглый год» Красноярского театра кукол. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
1 апреля в Москве откроется Первый международный фестиваль бэби-спектаклей «Кукуся». В течение двух дней в Филармонии-2, которая не так давно открылась после масштабной реконструкции, будут показаны спектакли для зрителей от шести месяцев. В афише — бэби-спектакли из Дублина, Екатеринбурга, Серова, Красноярска и Москвы. О развитии бэби-театра в мировой практике и российских регионах и особенностях создания театральной продукции для тех, кто только научился ползать, куратор фестиваля Варвара Коровина рассказала корреспонденту «НГ» Елизавете Авдошиной.
— Как появилась идея фестиваля, причем на базе только что открывшейся Филармонии-2?— Идея появилась давно, уже три года существует наш проект «Бэби-Лаб» («профессиональный театр для самых маленьких зрителей» — «НГ»), и с самого начала мы ориентировались на европейский опыт. В Европе бэби-театр существует уже более 30 лет, проводится множество фестивалей с ярко выраженным возрастным фокусом, например, в Италии в Болонье есть фестиваль «Visioni di futuro», а в Берлине — «Fratz». Оба эти фестиваля посвящены театру для детей, которым меньше шести лет. Сюда съезжаются голландские, польские, итальянские коллективы и профессионалы в области бэби-театра, они не только показывают свои спектакли, но и обмениваются идеями и практиками, знакомятся, дружат, создают совместные проекты. Именно там я заметила, что люди, которые делают театр для детей — особенные. Но во всех странах престиж театра для детей очень низок. Считается, что ты занимаешься этим, только если не стал успешным в чем-то более значимом. Так вот, все ребята, которые приезжают на эти фестивали, доказывают обратное. Эту энергию мы бы хотели перенести к нам.
С Филармонией-2 у нас очень хорошие отношения сложились полтора года назад, когда здание Театра Назарова было передано Московской филармонии. Это невероятно красивое здание, которое находится в очень оживленном и престижном районе столицы — на Юго-Западе. Мы обнаружили, что большей части семейной аудитории с маленькими детьми удобней ездить сюда, чем в центр. То, что здесь появилась Филармония — большой подарок для молодых семей. Мы всегда считали, что театр для самых маленьких должен быть доступным: не мама едет в театр, преодолевая многочисленные трудности, а именно театр случается в том месте, которое для мамы с ребёнком будет территориально удобным.
— Здесь даже спланирован особый игровой зал…— Да, когда мы сюда приходили еще на стадии ремонта, то обсуждали, какая планировка и инфраструктура для бэби-форматов будет нужна. И мы счастливы, что у нас была возможность обсуждения решений. Один из репетиционных залов теперь сделан как игровая зона. Тут можно играть камерные домашние спектакли — для этого все приспособлено. Это пространство без подъема, без амфитеатра, на полу лежат ковер и подушки. На фестивале мы будем использовать несколько залов, обычно в них репетируют оркестры, а мы будем играть в них бэби-спектакли.
— Как вы финансово организуете фестиваль?— Этот проект реализуется на наши собственные деньги, с одной стороны, а с другой — нас очень поддержали регионы — местные власти Красноярска, Серова и Екатеринбурга. Это позволило нам привезти спектакли из таких отдаленных городов.
— Какое количество зрителей приемлемо для бэби-спектакля?— Это зависит от спектакля и возраста детей. Если спектакль адресован самым маленьким детям — от шести месяцев до полутора лет — то это максимум 50 человек (и родителей, и детей). Ведь важна камерная коммуникация, актер должен установить контакт со всеми зрителями. Для детей постарше, с двух лет — до 80−100 человек.
— Как реагирует зритель у нас, впервые столкнувшись с европейским подходом к детскому театру, где на спектаклях можно все и нет границы между сценой и залом, а создается интимный и личный контакт между актерами и детьми?— Нам часто задают этот вопрос. Конечно, наша публика отличается от европейской: в России есть устоявшиеся поведенческие принципы, которые от региона к региону чуть меняются. Часто бывает так, что приход родителя в театр с ребенком — это его первое в жизни посещение театра. И родители привыкли мыслить панически: «если мой ребенок в театре заплачет, то на меня все начнут оборачиваться или мне придется уйти, и что тогда делать?». Мы всегда рассказываем нашим зрителям, что на наших спектаклях не запрещено делиться эмоциями, что не надо отсаживать ребенка от себя. Это очень важно.
Театр нужен не для того, чтобы учить ребенка этикету. Театр — это синтетическое искусство, которое воздействует на все органы чувств ребенка. И именно поэтому театр так органично им воспринимается. Давайте чаще давать возможность и себе, и детям просто наслаждаться искусством, не оценивая его и не комментируя мгновенно.
Вы не поверите, как много дети понимают! Пусть они еще не умеют это сказать, но сильные эмоции с ними остаются. И это то, что мы больше всего ценим в театре для малышей.
Куратор Варвара Коровина.
— Насколько сложно творить бэби-театр не в столице на свободных площадках, а в регионах, внутри традиционных постсоветских детских театров?— Сегодня его начали делать, как в частных, так и в государственных профессиональных театрах, причем не только в детских. Мы везем не только Красноярский и Екатеринбургский театры кукол, но и Серовский театр драмы. Это хороший поворот. Хотя по-прежнему в регионах качественный театральный продукт для малышей — редкость. Успешных проектов для маленьких в провинции мало. И почти все мы везем на наш фестиваль. Еще есть удачные спектакли в Ханты-Мансийске, Перми и Петербурге, конечно.
Бэби-театр нужно делать, как и взрослый, по-настоящему. Хотя принято считать, что на детскую постановку затрат в два раза меньше, чем на взрослый спектакль. С точки зрения финансов, вполне возможно, но с точки зрения времени — нет. И такой спектакль не может быть отрепетирован за две недели. Это неправильно. Режиссёрская концепция закладывается через актёра. А актеру надо уметь работать на предельной искренности и открытости с детьми, находить контакт, не бояться, что что-то пойдет не так. А актеры часто зажимаются перед детьми. Чтобы добиться естественности и органичности, должна быть организована большая тренинговая работа. Репетиции занимают минимум месяц, а европейцы репетируют, пытаясь найти правильную интонацию, — до полугода. Но и в результате получается не анимация, а качественный театр для малышей. Ведь если мы воспитываем новую аудиторию, то нужно воспитывать на хорошем, иначе как они поймут потом Моцарта, Гайдна?
Елизавета Авдошина www.ng.ru