Дирижер Юрий Темирканов — о меценатстве в современной России
Заслуженный коллектив России — Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича во всем мире считается одним из культурных символов нашей страны. Только что коллектив с громадным успехом провел большие, протяженностью в месяц, гастроли по США, а уже 27 марта долгожданных гостей из Северной столицы ждут в Москве, где они откроют в Большом зале Консерватории традиционный VIII фестиваль имени Мстислава Ростроповича. В программе — музыка Сибелиуса и Равеля. Успехи коллектива — это результат многих слагаемых, где наряду с талантом музыкантов и мощными художественными традициями оркестра значительную роль играет и общественная поддержка, и поддержка со стороны бизнес-структур. И исключительное значение здесь имеют традиционные связи оркестра с лидером российской деловой жизни — компанией «Роснефть». «Труд» попросил рассказать об этом сотрудничестве многолетнего художественного руководителя и главного дирижера заслуженного коллектива, художественного руководителя и директора Санкт-Петербургской филармонии Юрия ТЕМИРКАНОВА.
Вам наверняка приходилось слышать, что артисту думать о деньгах не пристало, искусство и бизнес несовместимы: Что вы скажете на этот счет?— Полагаю, что приведенное вами утверждение глубоко ошибочно. Конечно же, главное профессиональное, жизненное устремление артиста — думать о своем искусстве. Но ведь для этого искусства должны быть созданы необходимые условия. Прекрасно, когда в стране большое внимание уделяется решению экономических и социальных проблем. Но это далеко не все, что требуется для того, чтобы общество считалось успешным и полноценным. Культура, искусство — важнейшие компоненты общественной жизни, без которых она так же невозможна, как без роста экономики. Бизнес и искусство не просто совместимы, они должны находиться в тесной взаимосвязи.
Убежден, что бизнесмены должны думать не только о прибыли, но и о будущем своей страны, чувствовать ответственность перед подрастающим поколением. Вступая в партнерские отношения со сферой культуры, бизнес не просто финансирует отдельные культурные проекты, но влияет на формирование общества в целом.
Исторически сложилось так, что настоящее искусство в России, да и вообще в мире, никогда не существовало как коммерческий проект. Оно не может быть самоокупаемым, а уж тем более прибыльным. Однако вспомним ту громадную роль, которую для русской музыки сыграла поддержка со стороны мецената Митрофана Беляева, или знаменитую Частную оперу Саввы Мамонтова, в которой впервые заблистала артистическая звезда Шаляпина. Так было, так есть: искусству необходима поддержка бизнеса, а бизнес не может быть самодостаточным и полноценным без существования культуры. Хорошим примером здесь могут послужить сложившиеся отношения «Роснефти» и Петербургской филармонии, которые основаны на общем понимании смысла партнерства между культурой и бизнесом.
— С чего началось сотрудничество Санкт-Петербургской филармонии и НК «Роснефть»?— Все началось с глубокого взаимного уважения и крепкой дружбы с Игорем Ивановичем Сечиным, главой компании. А если говорить глубже, то, как я уже сказал, наше сотрудничество основано на общих взглядах в вопросах развития культуры и искусства и его значения для дальнейшего развития нашей страны.
— Какие совместные крупные проекты осуществлены за это время?— Самый масштабный и значимый проект — это Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». Благодаря поддержке «Роснефти» мы имеем возможность приглашать в Петербург ведущих мировых исполнителей. Например, на недавнем, XVII фестивале «Площадь Искусств» наряду с выдающимися отечественными артистами Денисом Мацуевым, Сергеем Юрским и другими мастерами выступили прекрасные немецкие музыканты — Берлинская академия старинной музыки и обладатель «Грэмми» баритон Дитрих Хеншель, скрипачка Юлия Фишер, а также легендарная французская певица-сопрано Натали Дессей…
Наряду со звездами мировой величины мы считаем необходимым включать в программу концерты молодых и даже совсем юных исполнителей, для которых мы с «Роснефтью» таким образом открываем двери в профессиональную музыкальную жизнь. Так, на нашем прошлогоднем фестивале выступил с виртуозной сольной программой обладатель Гран-при Первого международного конкурса Grand Piano Competition Александр Малофеев. Он совершенно покорил публику исполнением музыки Шопена, Метнера, Прокофьева, Рахманинова. А ведь молодому пианисту всего пятнадцать лет!
Еще одним важным аспектом нашего сотрудничества с «Роснефтью» является гастрольная деятельность. Оркестр филармонии дает около сотни концертов в год за рубежом. Я считаю этот вид деятельности особенным — музыка, ее живое исполнение позволяют мгновенно преодолеть все границы, непонимание, настороженность в отношениях. Поэтому теплый прием, который нам обычно оказывает иностранная публика, я считаю нашей успешно выполненной гуманитарной миссией и горжусь тем, что во всех афишах и программах напечатано: партнером филармонии является «Роснефть».
Традиционно оркестр дает концерты на главных мировых площадках — это миланский театр Ла Скала, Лондонский Альберт-холл, парижский Театр Елисейских полей, Карнеги-холл в Нью-Йорке: Билеты на наши выступления раскуплены задолго до концертов. Мне всегда приятно видеть полные залы. Понимая всю возложенную на них ответственность, музыканты играют особенно ярко, чувствуется их абсолютная отдача.
— Какие из осуществленных проектов особенно дороги лично вам и почему?— Я не могу выделить что-то одно, это слишком сложно. Каждый концерт мне по-своему дорог, ведь у любого из них своя история и настроение. Сегодняшний зритель отличается от завтрашнего, а игра музыкантов каждый раз наполняется новыми оттенками. Благодаря этим ярким составляющим концерты и остаются в нашей памяти.
— Что запланировано филармонией на 2017 год?— В афише года не только традиционные концерты классической и современной академической музыки, но и джазовые программы, вокальные и поэтические вечера. Из наиболее ожидаемых мероприятий особо хочется отметить фортепианный вечер Григория Соколова, который пройдет 16 апреля. Правда, билеты уже давно раскуплены — ведь этот всемирно прославленный представитель петербургской школы дает в России только один концерт в год и только на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.
В этом году также много гастрольных поездок — США, Великобритания, Франция, Италия, Испания: Но это совсем не значит, что мы не будем выступать дома. Так, 4 мая буду рад видеть вас на нашем концерте с пианистом Рудольфом Бухбиндером в качестве солиста. В этот вечер заслуженный коллектив России исполнит произведения Брамса и Чайковского. В октябре ожидается выступление швейцарского дирижера Шарля Дютуа и фортепианный концерт Николая Луганского.
И, конечно же, в декабре состоится традиционный фестиваль «Площадь Искусств». Мы готовим интересную программу. Уже сейчас могу сказать, что именно на нашем фестивале состоится долгожданное событие — концерт одного из лучших пианистов современности Евгения Кисина. А там уже готовятся к претворению в жизнь интересные планы на 2018 и даже на 2019 годы. Так что мы рассчитываем на продолжение нашего сотрудничества с нашим главным партнером — «Роснефтью».
— Подытоживая: как бы вы в нескольких словах оценили партнерство филармонии и «Роснефти»?— Отношения между нами складываются так же, как и отношения между людьми. Только люди, доверяющие друг другу, могут добиться успеха в общем деле. Так и наше партнерство выстраивается на принципах открытости, надежности и взаимного доверия. Уверен, эта основа сохранится и в будущем.
www.trud.ru