muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Читайте на эту же тему
Добавлено 18 августа 2014 muzkarta
2014 год в Карачаево-Черкесии объявлен Годом культуры. Руководством республики было обещано в первую очередь отремонтировать культурные учреждения, повысить зарплаты их сотрудникам. О том, выполняются ли данные обещания, а также о проблемах кадровой политики в сфере культуры в Карачаево-Черкесии в интервью порталу ПОЛИТИКА09 рассказала известная оперная певица Мадина Тамазова.
Мадина Тамазова – выпускница Саратовской консерватории по классу «сольное пение». Работала в консерватории солисткой театра хоровой музыки, гастролировала по России и Европе, лауреат различных международных конкурсов. После нескольких лет жизни в Саратове и Москве, где она возглавляла музыкально-театральную студию, занималась преподаванием вокала в различных музыкальных образовательных заведениях и давала сольные концерты, вернулась на родину в Черкесск. В настоящий момент преподает в Колледже культуры и искусств им. Даурова.
Мадина Анатольевна, Вы на протяжении последнего года отправляете различные обращения в адрес руководства страны по поводу проблем развития культуры и искусства в Карачаево-Черкесии. Какие вопросы вы поднимаете в своих письмах?
Я долгое время жила и работала в Москве, в сентябре 2013 года приехала на родину и начала преподавать в Черкесском Колледже искусств имени Аслана Даурова.
Наряду с этим я планировала устроиться на работу в Госфилармонию КЧР, чтобы вести концертную деятельность, то есть дарить оперное искусство своим землякам. Но не тут-то было. Руководство филармонии заявило мне, что для меня вакансии нет. Этот факт меня очень удивил и озадачил, ведь классических певцов в КЧР можно по пальцам пересчитать, а из действующих оперных певцов с большим репертуаром, пожалуй, я одна.
Мне было сказано, что классика в КЧР не востребована. Но я считаю, что нужно уметь качественно исполнять классику, и тогда становится понятным, востребована или нет.
Разве у нас в республике нет концертов классической музыки?
С сентября 2013 года, пока я тут нахожусь, в филармонии не было анонсировано ни одного концерта, то есть, не размещено ни одной афиши о том, что филармония даёт концерт. Но после моих писем в различные инстанции, руководители немножко очнулись и только в мае 2014 года провели целых 2 концерта.
15 мая был проведён юбилейный концерт вокально-инструментального казачьего ансамбля «Любава», который прошёл полностью под фонограммное звучание.
Второй концерт камерного ансамбля Государственной Филармонии «Джанклыч» был проведен 23 мая совместно с камерным оркестром Колледжа культуры и искусств города Черкесска. Поскольку ученический уровень исполнения камерного оркестра колледжа не является профессиональным, то на сцене Государственной Филармонии преобладало откровенно фальшивое звучание. Для чего в Филармонический концерт привлекать необученных студентов, которые ещё только учатся играть, но не владеют достаточным мастерством, непонятно.
«Филармония с прекрасным залом с хорошей акустикой, предназначенной для исполнения классической музыки, стала рассадником дурновкусия»
Наша филармония превращена в ресторанно-балаганное заведение. Филармония с прекрасным залом с хорошей акустикой, предназначенной для исполнения классической музыки, стала рассадником дурновкусия. Публике не предоставлена возможность посещать концерты профессиональных мастеров искусств, которые отвечали бы требованиям музыкального заведения высшего уровня. В большом фаворе здесь певцы-самоучки, которые поют под плюсовую фонограмму. Это значит, когда в записи звучат и музыка и голос, а певец только рот открывает. Фонограммное звучание а филармонии — недопустимая вещь. Здесь должна звучать исключительно живая музыка.
Есть ли в республиканской филармонии серьёзные, классические, оркестровые и вокальные коллективы?
В республиканской филармонии нет ни симфонического оркестра, ни академического хора, которые должны быть обязательным атрибутом такого заведения.
Вы пытались как-то повлиять на данную ситуацию?
Конечно же, я стала писать письма об этом безобразии во все инстанции — Путину, Медведеву, Хлопонину, Мединскому, нашему премьер-министру Карданову, даже новому прокурору КЧР Терещенко с просьбой разобраться в этой ситуации. Но в виду того, что по бумагам Государственная Филармония отчитывается, что она проводит чуть ли не по 60 концертов в месяц, прокурорская проверка ничего не дала.
Прокуратура запросила документы из филармонии и не нашла никаких нарушений. То есть, не хотела искать. Достаточно подойти к зданию и посмотреть, есть ли афиши. Если есть, то нужно прийти на концерты и проверить качество концертов, что и как звучит в стенах филармонии, какой процент классической музыки звучит на концертах, и есть ли она вообще. Можно легко проверить, есть ли нарушения закона в деятельности филармонии, например, в том, что людей обманывают, не предупреждая в афишах, что будет полное фонограммное звучание и так далее.
«Директор и художественный руководитель нашей филармонии не имеют высшего музыкального образования»
Конечно, если учесть, что директор и художественный руководитель нашей филармонии не имеют высшего музыкального образования, то становится ясно, что они не имеют понятия о том, как должна осуществляться работа филармонии.
Филармония изначально создаётся ради распространения симфонической и классической музыки в любом проявлении. И наряду с этим, конечно, вполне могут сосуществовать лучшие образцы современного и национального искусства.
Рядовые граждане КЧР уверены, что филармонии в республике не существует, а здание перешло в частные руки. В лучшем случае старожилы с ностальгией вспомнят советские времена, когда в филармонии можно было услышать хорошую классическую музыку.
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов постоянно поднимает вопрос о необходимости повышения заработной платы работникам культуры. Какие сегодня зарплаты у деятелей культуры республики?
Хотелось бы, чтобы глава не только поднимал эти вопросы, но и решал. Зарплата работников культуры — это один из самых больных вопросов. Базовый оклад преподавателя колледжа с высшим образованием равняется от 3300 до 5000 рублей в месяц. Представьте себе, человек учится 7 лет в музыкальной школе, 4 года в музучилище и 5 лет в консерватории, в итоге его ставка составляет 3300 рублей.
«Базовый оклад преподавателя колледжа с высшим образованием равняется от 3300 до 5000 рублей в месяц»
В колледже искусств им. А.Даурова, где я работаю, педагоги вынуждены брать по 3-4 ставки, чтобы как-то выжить. А между тем, прошлогодние майские указы Путина недвусмысленно гласят, что оклад бюджетников должен быть приближен к среднему по России, но наш министр культуры Уали Евгамуков в день празднования года культуры сказал, что лишь к 2018 году КЧР, возможно, выполнят указ Путина.
Как вы считаете, сегодня у населения республики есть интерес к классической музыке?
Безусловно, есть. Люди в нашей республике довольно продвинуты во всех отношениях и классическую музыку в достойном исполнении ценят высоко. Бывает, когда мне изредка удаётся спеть на мероприятиях, общих концертах, ко мне подходят люди, выказывают восхищение, и спрашивают: «Где можно Вас послушать?» Отвечаю, что, к сожалению, пока нигде.
Классическая музыка производит на людей неизмеримо сильное впечатление, чем любая другая. К сожалению, эти запросы наша республика не удовлетворяет, хотя для этого у нас всё имеется. Есть отличные музыканты разных специальностей, которым не дают работать в их законном учреждении, как филармония.
«Многие люди жалуются на то, что в КЧР негде послушать классику и вообще некуда сходить, чтобы приобщиться к высокому искусству»
Один таксист мне сказал, что очень любит скрипку и специально ездит в Пятигорск и Кисловодск, чтобы послушать скрипичные концерты. Ещё один знакомый говорит, что вынужден часто всю семью возить в Майкоп, чтобы посетить их театры и филармонию. Одна знакомая девушка ездила во Владикавказ слушать оркестр Гергиева. Ещё один мужчина специально летал в Москву на концерт теноров 21 века.
Многие люди жалуются на то, что в КЧР негде послушать классику и вообще некуда сходить, чтобы приобщиться к высокому искусству.
Преподаватели в музыкальных школах жалуются на то, что сегодня молодые люди не стремятся получать среднее и высшее музыкальное образование, и что на смену им приходить некому. Почему такое происходит, и каким вы видите в будущем музыкальные образовательные учреждения в республике?
Для того, чтобы дети и молодежь стремилась учиться музыке, нужны стимул и пропаганда классической музыки. Конечно, мизерная зарплата у профессиональных музыкантов, тоже отпугивает. Моя знакомая врач мне заявила, что её дочь очень хорошо поёт, выигрывает, все школьные призы и конкурсы. Когда я сказала, что надо бы отдать дочку на вокальное отделение к нам в колледж, эта женщина сказала: «Ни в коем случае, этим в наше время не прокормишься».
У нас вообще заколдованный круг. Преподавателей в музыкальных школах и в колледже искусств не хватает, но зарплата мизерная. Поэтому музыканты-преподаватели берут по 3-4 ставки, занимаются преподаванием с утра до ночи, и у них не хватает времени на собственную концертную деятельность. Ведь это разные профессии — педагог и исполнитель. Если музыкант не имеет времени и возможности для постоянного самосовершенствования, то, как исполнитель, он постепенно теряет квалификацию.
«Многие музыканты-педагоги годами и даже десятилетиями не выходят на сцену»
Многие музыканты-педагоги годами и даже десятилетиями не выходят на сцену. На собственные концерты им не хватает сил и времени. И в результате мы теряем многих прекрасных потенциальных исполнителей классической музыки, которые могли бы своим мастерством на сцене вдохновлять молодёжь.
Выход один — увеличить профессиональным музыкантам зарплату и навести порядок в филармонии. Тогда туда потянутся хорошие музыканты из числа преподавателей Колледжа культуры и искусств, они своим исполнительским примером вдохновят многих детей, и ситуация выправится.
Что вы можете сказать о состоянии зданий культурных учреждений? Постоянно говорится о необходимости их реставрации или ремонта, но почему-то даже в Год культуры этого не происходит.
Здание филармонии и драмтеатра в ужасающем состоянии. Реставрации и ремонта требуют не только здания, но и начинки этих зданий. Даже не знаю с чего лучше начать со зданий или внутреннего содержания этих зданий.
«Одного года культуры не достаточно, чтобы исправить ситуацию»
Я думаю, одного года культуры не достаточно, чтобы исправить ситуацию. Нужно, по меньшей мере, десятилетие культуры. Когда сама культура в упадке, какие могут быть здания? Ведь культура — это ряд понятий, которые входят в наш обиход. А если классическая музыка и драматическое искусство не входят в наш обиход, то о чём может тогда идти речь?
Сами Вы являетесь единственной в республике оперной певицей. Как правило, те, кто связывает свою карьеру с большим искусством, стараются не возвращаться в КЧР и остаются в больших городах, где есть большой интерес к классической музыке. С какими трудностями вы здесь сталкиваетесь в плане карьерного роста? Удается ли давать концерты, развивать оперное искусство в республике?
Конечно, в больших городах классика очень ценится и в первую очередь потому, что там большое количество хороших и блестящих мастеров классической музыки. Они приучили публику к хорошей музыке, покорив своих слушателей качеством исполнения, и фанатам классической музыки там нет числа. Там залы оперных театров и филармоний переполнены до отказа. Попасть в оперу без предварительного бронирования невозможно.
У нас же в республике тоже есть оперные певцы по образованию, но из-за отсутствия условий для работы оперного искусства, как такового нет.
Я приехала на родину и столкнулась с проблемой отсутствия места для реализации как оперной исполнительницы. Начиная с сентября 2013 года, мне не удалось организовать ни одного сольного концерта, за исключением редких выступлений в общих городских концертах.
После моих многочисленных писем министр культуры Уали Евгамуков всё-таки предложил мне дать сольный концерт и обещал всяческое содействие в его организации, вплоть до изготовления афиш и рекламы по городу.
Мы уже назначили дату концерта на 28 июня в зале филармонии, но потом оказалось, что в филармонии нет статьи расходов на афиши, а уговор был такой, что Минкультуры берёт все затраты по организации на себя. Концерт пришлось отменить и условно перенести на сентябрь.
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Комментарии
Мадина Тамазова г.Черкесск, 18 августа 2014:
twitter.com