В конце минувшей недели в Санкт-Петербурге прошел V Санкт-Петербургский международный культурный форум. В этом году в программе форума впервые появилась новая секция «Креативная среда и урбанистика», посвященная развитию культурных институций и общественных пространств в городе. В рамках секции состоялось несколько презентаций мега-проектов новых зданий в Москве. ЕСТП Блог расскажет об одном из них — концертном зале в парке «Зарядье», расположенном у стен Кремля.
Презентацию проекта в Белом зале Главного штаба Эрмитажа провели главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор Мариинского театра Валерий Гергиев. «
Площадка „Зарядье“ — это старейшая площадка города. То, с чего началась Москва», — сказал Сергей Кузнецов. Пространство, расположенное на пересечении Кремля и Китай-города, призвано объединить эти исторические районы столицы и стать новым местом концентрации общественной и культурной жизни горожан.
Масштабный проект парка «Зарядье», этого нового для России хаба, стартовал в 2013 году. «
Было принято историческое решение — сделать парк у стен Кремля. Мы провели большой международный конкурс, в котором участвовало 420 проектов из 27 стран», — отметил Сергей Кузнецов. Победила архитектурная концепция нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro, которая будет реализована совместно с российскими и зарубежными архитекторами, инженерами и дизайнерами.
В частности, воплощением в жизнь принципа природного урбанизма займутся ландшафтные архитекторы и дизайнеры из американской компании Hargreaves Associates: согласно проекту, каждый уголок «Зарядья» представит какую-либо российскую географическую зону. Отдельное внимание уделено устойчивости и управлению климатом — этим блоком работ будет заниматься фирма из Штутгарта.
Проект здания филармонии появился немного позже. По словам Валерия Гергиева, который не только является идейным вдохновителем, но и курирует строительство и оборудование зала, Москва давно нуждалась в таком проекте. Валерий Гергиев отметил два крупных концертных зала, которые в настоящее время играют важную роль в культурном пейзаже столицы — это Большой зал консерватории и Концертный зал им. П. И. Чайковского, и каждый из них является памятником своей эпохе. Так, зал консерватории «
принадлежит, в первую очередь, студентам, он освящен именами многих профессоров консерватории, всеми конкурсами Чайковского». Но перед новой филармонией стоят задачи по охвату миллионов. «
Это школьники, студенчество, малоимущие, средний класс — всем представится возможность посетить симфонические программы,» — говорит Валерий Гергиев.
Безусловное преимущество зала — высокие требования к акустике: благодаря взаимодействию архитектурных и инженерных характеристик, пространство получает усовершенствованные возможности для проведения оперно-балетных спектаклей. Для работы над объектом был приглашен Ясухиса Тойота, один из лучших в мире специалистов по звуку, разработавший акустические системы в более чем 50 концертных залах мира, среди которых гамбургская филармония, Сантори-холл в Токио, Дом музыки в Хельсинки, концертный зал Мариинского театра в Петербурге и многие другие проекты мирового уровня.
В своем выступлении на форуме Ясухиса Тойота вкратце рассказал о работе акустика, о важности таких параметров, как высота потолков, количество мест в зале, размер сцены, строительные и отделочные материалы, а также подчеркнул необходимость совместной работы акустика и архитектора.
Еще одна особенность филармонии в «Зарядье» — это покрывающая здание «стеклянная кора», уникальная конструкция, ключевой функцией которой является формирование защищенного от осадков и неблагоприятной погоды общественного пространства. Перечисляя ее характеристики, Сергей Кузнецов упомянул о «хитрой» системе создания более комфортной температуры, чем на улице, о защите от дождя, снега, о сложных инженерных решениях и об инсталлированных солнечных батареях.
Никаких ограждений у «Коры» не предусмотрено — они есть только с той стороны, где она соединяется с фасадом филармонии. Стеклянная панель «Коры» откроет для посетителей вид на Кремль: сидя среди зеленых растений, москвичи и туристы смогут наслаждаться «открыточной» панорамой в течение всего года.
Дополнительно здесь возникает возможность проводить мероприятия на открытом воздухе, в том числе и музыкальные. Непосредственно под «Корой» расположится основной зал филармонии примерно на 1500 мест (его заполняемость в зависимости от концерта и спектакля будет варьироваться). Для выступления молодых, еще не известных широкой аудитории музыкантов, в филармонии появится отдельный камерный зал вместимостью до 500 мест.
Валерий Гергиев назвал строящуюся филармонию «
залом будущего — залом XXI, а может и XXII века». Музыкант сделал акцент на международном опыте строительства концертных залов. «
Сегодня в Китае строится больше залов и театров, чем за последние 10 лет в Европе», — поведал аудитории Валерий Гергиев. В то же время, масштабный проект концертного зала был реализован недавно в Париже, но, по мнению Гергиева, не совсем удачно: площадка расположена слишком далеко от центра. В Лондоне же строительство нового зала и вовсе было приостановлено.
«
В Москве, к счастью, ни экономические трудности, ни изменение курса рубля по отношению к международным валютам, ни какие-то другие причины не смогли помешать реализации проекта. Это вызывает уважение, а у меня — чувство благодарности», — подытожил Валерий Гергиев.
Лидия Панкратова
estp-blog.ru