Памятник композитору Сергею Прокофьеву открылся в Камергерском переулке — у дома, где жил композитор. В церемонии приняли участие заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев и другие видные деятели российской культуры и искусства.
© РИА Новости. Евгений Биятов
Открытие приурочено к 125-летию со дня рождения композитора.
«Здесь Прокофьев творил. Он любил Москву, он учился в Петербурге, он родился под Донецком, принадлежит он всему миру, но прежде всего нам с вами. Это тот случай, когда не надо никому рассказывать, почему этот композитор велик, почему мы должны им гордиться. Все само собой пришло к тому, что мы стали его воспринимать, как Чайковского», — сказал Гергиев.
Он заявил, что Прокофьев является Моцартом 20-го века. «Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в 20 столетии. Еще не скоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича», — добавил Гергиев.
© РИА Новости. Евгений Биятов. Церемония открытия памятника Сергею Прокофьеву в Камергерском переулке к 125-летию композитора.
Замминистра культуры Журавский напомнил, что 2016 год стал годом Прокофьева, а следующий, 2017 год, будет посвящен Стравинскому.
«Только оркестр Гергиева объехал 19 стран мира с репертуаром Прокофьева… То, насколько удивительно результативно прошла эта история с годом Прокофьева, которая привела к тому, что на всех крупнейших музыкальных площадках мира репертуар Прокофьева появился как неотъемлемая часть… Я думаю, если мы придем к такому же результату по году Стравинского (2017 год), это будет замечательно, это будет продвигать нашу отечественную культуру, нашу отечественную музыку, наших замечательных композиторов», — сказал Журавский.
Десятки почитателей Прокофьева, пришедшие на церемонию, услышали фрагменты сочинений композитора, а после открытия в музее Прокофьева представили новую экспозицию.
Монумент создан РВИО и Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Глинки. Автором памятника выступил народный художник России Андрей Ковальчук.
Музыкальный футурист Сергей Прокофьев
В 1941 году Сергей Прокофьев ушел от жены и сыновей к Мире Мендельсон, на которой женился в 1948 году без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям и его сыновьям.
Сергей Прокофьев был лауреатом Ленинской премии и шести Сталинских. Композитор скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Мать будущего композитора, Мария Григорьевна, была пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили театральным искусствам и музыке.
Сергей Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. «Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, и она поощрялась родителями, — рассказывал композитор в своей „Автобиографии“. — В шесть лет я уже писал музыку».
В возрасте семи лет Прокофьев научился играть в шахматы, завел тетрадку и стал записывать партии. Первая из них — «пастушеский» мат в три хода.
Сергей Прокофьев изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые «девятерные шахматы Прокофьева».
Прокофьев вошел в историю как новатор музыкального языка. Его ворчество стало предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его «музыкальным футуристом».
Сергей Прокофьев был женат дважды. С первой женой — Каролиной (Линой) Кодиной-Любера (1897–1989) они поженились в 1923 году. В этом браке у Прокофьева родились два сына — Святослав и Олег.
За всю свою творческую деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.
Дирижер Николай Семенович Голованов, солистка Большого театра Антонина Васильевна Нежданова и Сергей Сергеевич Прокофьев, 1935 год.
В 1936 году Сергей Прокофьев по инициативе Наталии Ильиничны Сац написал для ее Центрального детского театра получившую всемирную известность симфоническую сказку «Петя и волк». Премьера состоялась 2 мая 1936 года.
Сергей Прокофьев работал в творческом содружестве с Сергеем Эйзенштейном, написал музыку к фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Сергей Прокофьев был довольно сильным шахматистом, большой интерес общественности вызвал его матч со скрипачом Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом.
Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян — крупнейшие композиторы ХХ века, сентябрь 1945 года.
В 1941 году Сергей Прокофьев ушел от жены и сыновей к Мире Мендельсон, на которой женился в 1948 году без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям и его сыновьям.
Сергей Прокофьев был лауреатом Ленинской премии и шести Сталинских. Композитор скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Мать будущего композитора, Мария Григорьевна, была пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили театральным искусствам и музыке.
Сергей Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. «Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, и она поощрялась родителями, — рассказывал композитор в своей „Автобиографии“. — В шесть лет я уже писал музыку».
ria.ru
Комментарии
Сергей Сергеев, 27 декабря 2016:
В тексте про "Девятерные шахматы" правильно только название. Никаких шестиугольных досок! Девять нормальных досок и девять комплектов фигур, расставленных по особому.