20 лет назад в Гамбурге, городе-побратиме Петербурга, началось строительство района Хафенсити, рассчитанное до 2030 года.
Эту территорию старого порта постепенно занимают современные кварталы, сочетающие жилые и офисные функции. Туда входят и расположенные по берегам каналов кирпичные склады XIX века, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но эмблемой Хафенсити и его главной достопримечательностью стало 110-метровое здание Филармонии на Эльбе, первый концерт здесь состоялся в январе 2017 года.
Мастер-план Хафенсити разработан на 127 гектаров его территории с таким расчетом, что около трети займут здания общей площадью 2,4 млн квадратных метров. Из них 800 тысяч «квадратов» — это жилье. Примерно по 25 процентов земли отведено под городские публичные пространства и улично-дорожную сеть. Оставшиеся примерно 20 процентов территории находятся в частной собственности, они не будут застроены. Это так называемые открытые пространства, которые на две трети станут общедоступными.
Филармония на Эльбе занимает ключевое место на стрелке Хафенсити, она хорошо видна из многих видовых точек старого Гамбурга. Проект был разработан знаменитым швейцарским архитектурным дуэтом Жак Херцог — Пьер де Мерон. Они надстроили до высоты небоскреба восьмиэтажное здание портового склада для чая, какао и кофе, которое еще в 1990-е годы использовалось по первоначальному назначению. Динамичное и в то же время не подавляющее своими размерами уравновешенное строение напоминает застывшую морскую волну. Внутри помимо двух концертных залов и студии звукозаписи расположены отель и квартиры.
Важным элементом здания является общедоступная смотровая площадка, которая называется «Плаза». Она расположена как бы на крыше старого склада, куда ведет эскалатор, и дает возможность кругового обхода. При этом можно в нескольких местах войти внутрь и оказаться в новой части здания, там расположены фойе обоих концертных залов, лобби отеля, магазин сувениров и кафе.
Первоначально Филармонию собирались построить за два года и потратить на нее около 80 млн евро. В итоге получился долгострой длиной десять лет, который пришелся на время мирового экономического кризиса, а затраты выросли почти в десять раз. Было много споров — целесообразна ли такая роскошь, но они утихли только после открытия Филармонии. Вскоре в Главном штабе Эрмитажа состоялась небольшая выставка, где главным экспонатом стала «акустическая панель» — фрагмент обшивки Большого зала Филармонии на Эльбе.
Волею счастливой судьбы мне удалось услышать, как звучит в огромном зале «страдивари» греческого скрипача-виртуоза Леонидаса Кавакоса, частого участника фестиваля Валерия Гергиева «Звезды белых ночей». Вместе с оркестром Филармонии на Эльбе под руководством финского маэстро Юкки-Пекки Сарасте Кавакос исполнил Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича. То нервные, то угасающие звуки скрипки ярко на-
помнили о том, что произведение было сочинено в 1948 году в разгар второй волны абсурдной травли Шостаковича. И композитор честно поведал своей музыкой о собственных страхах и протесте. Но премьера состоялась только в оттепельном 1955 году. Оркестром Ленинградской филармонии тогда дирижировал Евгений Мравинский, солировал Давид Ойстрах, которому это сочинение посвящено.
Акустика гамбургского зала действительно абсолютна. Из верхних рядов можно с точностью до места определить, откуда раздался самый громкий хлопок во время аплодисментов. Да, такая акустика требует от публики строжайшей дисциплины. И она была на высоте. За два с лишним часа концерта я не услышал ни одного телефонного звонка. Кашляющих простим, наверное, они купили билеты заранее.
Но ощущение праздника возникает еще до начала концерта. Архитекторы так спроектировали фойе, что с одной его стороны открывается панорамный вид на старый город. С противоположной — на трудягу морской порт. Физически ощущаешь, как новая Филармония ведет диалог со старым городом. Для полного впечатления предусмотрены выходы на открытые балконы, чтобы увидеть Гамбург без стеклянной преграды.
Кстати, о фотографировании. Доброжелательные капельдинеры позволяют владельцам билетов на галерку еще до начала концерта и в антракте фотографировать и снимать видео в партере, в том числе от барьера сцены, чтобы зафиксировать все подробности архитектуры. Про съемки в фойе и говорить нечего, там щелкают затворами буквально все.
Материал был опубликован в газете под № 112 (6221) от 26.06.2018 под заголовком «Портовый склад стал филармонией».spbvedomosti.ru/news/ob…iey/