На международный фестиваль им. С. Рахманинова «Белая Сирень», который проходит в Казани, по приглашению А.Сладковского, приехал известный пианист с мировым именем Вадим Руденко.
Основой для успешной международной карьеры Вадима Руденко послужили многочисленные награды на различных международных конкурсах, среди которых «Концертино Прага», конкурсы имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, Паломы О’Ши в Испании, Виотти в Италии, имени Святослава Рихтера в Москве.
АиФ-Казань: Вадим Леонидович, что вдохновило Вас на то, чтобы сделать исполнительское мастерство своей профессией?-Если честно, в том возрасте, в котором я начал заниматься музыкой, а это случилось в четыре года и по велению родителей, меня ничего не вдохновляло. Мне кажется, что нормальных людей ничего не может вдохновлять в этом возрасте настолько, чтобы вместо того, чтобы гонять во дворе в футбол, сидеть и заниматься за роялем.
АиФ-Казань: Если честно, очень любопытно узнать, когда же ребенок осознает, что вот он станет пианистом? Как это происходило с Вами?
-Достаточно быстро, у меня альтернативы не было, потому что в четыре года я с родителями переехал в Москву и стал заниматься с одной из таких замечательных тетушек, бабушек Анной Даниловной Артоболевской, и как-то уже мысли в другом направлении не работали, я никогда не хотел быть водителем или космонавтом. По определению я понимал, что я буду пианистом. Каким я буду, большим пианистом или нет, я не знал, но хотел им стать. Но то, что я буду пианистом, я понимал с раннего детства.
АиФ-КазаньКак Вы считаете, что прежде всего нужно воспитывать в ребенке? Нужно ли больше внимания уделять технике, ставить руку, или же необходимо подогревать эмоциональный интерес к музыке в ребенке?-В идеале, если человек начинает заниматься музыкой, нужно растить человека в комплексе, нельзя заниматься музыкой отдельно, техникой отдельно. Но в профессиональном становлении малыша должен быть какой-то выбор. Масса людей скажет здесь, что я неправ, но должна быть техническая база. Просто потому, что если не сделать что-то необходимое в техническом плане в детстве, потом это сделать будет очень сложно. Мы все так биологически устроены, что чем дальше – тем сложнее. С взрослением и становлением, так скажем, головы, мозга тело так или иначе стареет. Такое здесь несоответствие. Поэтому то что может сделать ребенок в детстве технически, потом ему будет делать сложнее.
АиФ-Казань: Правда ли, что Вы служили в армии в десантных войсках? Как это на Вас повлияло?-Да, я служил, в действующей армии, не в ансамбле, а в специальных войсках, кстати, не десантных. Как на музыканта это на меня не повлияло никак, ни в хорошем, ни в плохом смысле. Как музыкант, как пианист, я бы с удовольствием прошел эту суровую школу жизни заочно, я говорю здесь с точки зрения человека, занимающегося искусством. Наверное, здорово, если мужчина прошел армию, но кому-то здорово, а кому-то нет, все очень индивидуально. Армия, безусловно, должна быть, но все-таки наемная.
АиФ-Казань: Расскажите, пожалуйста, о Вашем дуэте с Николаем Луганским. Как складываются подобные творческие союзы?-Я безумно люблю играть с Колей, наверное, это самый комфортный вид выступления, мы вместе играем почти 20 лет. Это, наверное, мой любимый вид выступления. Во-первых, мы друзья, нас связывает такое количество лет дружбы и просто знакомства, я был в четвертом классе ЦМШ, когда он поступил, то есть лет 35 уже точно, во-вторых, мы оба с Колей готовились к конкурсу Чайковского, мы оба стали лауреатами, были учениками одного профессора, класс исполнения один и тот же, а мы все-таки достаточно разные во всех отношениях: он светлый, я –темный, он высокий – я не очень, он худой – я не худой, ну и так далее, абсолютные противоположности внешне, и достаточно разные пианисты каждый сам по себе, и было достаточно интересно нас объединить, чтобы посмотреть, что получится. В дуэте это все замечательно объединилось, пошло. С удовольствием мы это все продолжаем из года в год.
АиФ-Казань: А какой творческий толчок привел Вас в Казань?- В этот мой приезд меня привел сюда Денис Мацуев, я получил от него приглашение и с удовольствием приехал. Более того, я в абсолютном восторге от оркестра. Реально здорово играют, за что особое спасибо Саше Сладковскому, все-таки человек не один год все это делает. Я играл с основной массой, с 99% оркестров нашей страны уж точно, на мой субъективный взгляд оркестр здесь входит явно в пятерку лучших, с которыми я играл.
АиФ-Казань: Считаете ли Вы себя человеком мира?- При всем уважении к мировой культуре, я все-таки типичный представитель русской фортепианной школы, как ни крути. Но что считать понятием «человек мира»? Я могу жить где угодно, я не завязан на какой-то работе, на которую мне надо ходить, у меня нет начальства, перед которым я должен отчитываться, то есть по большому счету, я, говоря «высоким слогом», свободный художник.
http://www.kazan.aif.ruАиФ - Казань