«Показатель „хорошести“, когда ты хлопаешь между частями произведения»
Граф Муржа — победитель международных конкурсов, в числе которых Х Международный конкурс имени П. И. Чайковского в Москве, конкурс имени Жака Тибо в Париже, конкурс имени Пабло Сарасате в Памплоне, конкурс имени Родольфо Липицера, международный конкурс UNISA и другие, с оркестром
La Primaveraвыступил не впервые. Да и знакомство с художественным руководителем казанского оркестра
Рустемом Абязовым, которое уже давно переросло в творческую дружбу, насчитывает не один десяток лет. В 70-х годах Рустем Абязов учился в Московской консерватории, а Граф Муржа — в Центральной музыкальной школе, у одного педагога — профессора
Ирины Бочковой. Иногда, уезжая на гастроли, она просила Рустема Абязова позаниматься с юным дарованием. «Это замечательный музыкант, который вызывает во мне чувство уважения. Великолепный скрипач, композитор. Каждый раз, встречаясь с ним, учусь у него», — отметил Граф Муржа.
В числе зрителей, пришедших на концерт, были и участники 45-й Международной конференции Европейской ассоциации преподавателей струнных инструментов «Where East meets West» (ESTA). Конференция впервые прошла в России, для участия в мероприятии в Казани приехали более чем 20 стран мира.
В интервью перед концертом мы поинтересовались у солиста этого вечера, где сейчас самая сильная школа и сильные педагоги.
«Сегодня такого нет и больше не будет. Не будет больше какой-то „гегемонии“, как было раньше — советская школа, европейская школа, американская, — уверен Граф Муржа. — Сейчас глобализация, везде есть сильные исполнители, музыканты, педагоги».
По мнению скрипача, Москва уже не является законодательницей мод.
«При таких зарплатах, которые платят в Московской консерватории, не может быть речи о повышении уровня преподавания. Для того, чтобы хорошо учить, не только нужно платить гранты профессуре, но и доценты, старшие преподаватели должны получать на уровне», — считает скрипач.
Среди тенденций последнего времени он назвал усиление Азии, где перенимают все лучшее. И сейчас сильные специалисты из России уезжают преподавать в Китай.
К слову, в ближайших планах музыканта — гастроли в Таиланде. Не раз Граф Муржа выступал в Японии, один из концертов состоялся практически сразу после аварии на АЭС «Фукусима». Тогда некоторые европейские музыканты отказывались приехать в Японию.
«Я играл концерт через 4 дня после того, как случилась эта авария. Это была страшная трагедия. Я приехал, хотел их поддержать жителей, они оценили это, и у меня был 100-процентно заполнен зал. Эти люди несгибаемы. Они пришли на концерт классической музыки. Это был очень теплый вечер».
По его словам, слушатели в Японии дисциплинированные.
«При этом для меня дисциплинированность и то, что ты не будешь хлопать между частями произведения — не показатель „хорошести“. Для меня показатель „хорошести“, если ты хлопаешь между частями, когда тебе хочется это сделать, — отметил скрипач. — Если вы приходите на мой концерт и не разговариваете громко по мобильному телефону, то в принципе у нас будет все хорошо».
Музыкант признался, что сейчас он играет для удовольствия. «Мне нужно, чтобы после концерта я улыбнулся, мне было приятно. Это не просто работа», — подчеркнул он.
По словам скрипача, большая исполнительская проблема заключается в том, что композиторы сильно отдалились от музыкантов. «Композиторы пишут сложную музыку, которая понятна узкой прослойке специалистов, а человеческие уши в целом и общем не изменились — они хотят мелодики, желания уйти с концерта, насвистывая запомнившуюся мелодию. В этом смысл, — считает Граф Муржа. — Люди ходят на концерт как на представление, и это должно быть так, должен быть постоянный обмен между музыкантом и зрителем, чтобы при воспоминании о концерте улыбнулся и слушатель, и я».
«Для чувства удовлетворенности нет времени»За прошедший сезон казанский оркестр
La Primavera представил казанским слушателям много интересных программ.
«Для чувства удовлетворения нет времени, потому что мы уже сейчас практически полностью сформировали следующий сезон,
— признался перед концертом Рустем Абязов. — Это очень большая работа — создать программы, договориться с солистами и т. д. Сезон еще не закончился, а это уже вчерашний день. Мы живем следующим концертным сезоном».
«Если вдуматься, то удовлетворение есть», — добавил чуть погодя художественный руководитель оркестра. Так, к примеру, впервые в Казани выступил скрипач-виртуоз
Жиль Апап. В рамках «Абязов-фестиваля» в качестве эксперимента соединили этномузыку с классикой. Не менее ярким оказались фестиваль
L’arte del arco, вечер романсов с участием
Юлии Зигаганшиной. Интересными оказался и концерт с бардами —
Эльмирой Галеевой и
Дмитрием Бикчентаевым, вечер с участие гитариста
Евгения Финкельштейна и другие.
Кроме того, в этом сезоне начался создаваться нотный архив, который доступен бесплатно для всех желающих. Как рассказал Рустем Абязов, за годы существования
La Primavera собралась огромная нотная библиотека. «На сегодня наш оркестр исполнил более 1,5 тыс. произведений. Многие аранжировки сделаны специально для нас, многие оркестровки я делал сам. Было жалко, что эти произведения, этот труд лежит мертвым грузом. При этом знаю, что многим оркестрам, и не только начинающим, не хватает материала. И мы решили — почему не предложить, не поделиться им».
В новом сезоне в Татарстан вновь приедет полюбившийся казанской публике скрипач Жиль Апап. На этот раз услышать его смогут также жители Альметьевска, Бугульмы и Нижнекамска. «Жилю очень понравилось в Казани, играть с нашим оркестром. Когда мы общались после концерта, я спросил: „Хочешь еще?“ Он ответил: „Очень хочу“. Я сказал, что мы не можем платить ему те деньги, которых он стоит. И Жиль Апап согласился приехать за небольшие деньги. Надеюсь, что все сбудется, с нетерпением жду этого тура по Татарстану», — рассказал Рустем Абязов.
В ноябре пройдет концерт с участие
Артема Дервоеда (гитара, Москва) и
Дмитрия Швецова (балалайка, Якутия). «Мы решили в одном концерте „столкнуть“ гитариста и балалаечника, — поделился задумкой художественный руководитель
La Primavera. — Вообще, гитаристы не любят, когда их относят к народным инструментам, они считают этот инструмент классическим». «На бис исполнители вдвоем будут играть специально написанную пьесу», — приоткрыл секрет Рустем Абязов.
Накануне Нового года в БКЗ прозвучит программа «Опера под Рождество». Программа построена на трех маститых итальянских композиторах: в первом отделении — Россини и Верди, во втором -Пуччини. «Сопрано
Гюльнара Низамова работает в Краснодарском музыкальном театре. Это красивая женщина, потрясающе поющая. На концерте также выступит
Роман Муравицкий — тенор из Санкт-Петербурга», — отметил Р. Абязов.
В феврале в Казань из США приедет правнучка
Федора Шаляпина —
Ольга Орловская (сопрано). Концерт будет посвящен великому русскому певцу.
Из уже ставших традиционными в новом сезоне пройдут проекты «Десятилеточное братство» с участием
Рэма Урасина (фортепиано) и
Анны Мишариной (скрипка) и фестиваль
L’arte del arco.
«Если все получится, то на шестом международном фестивале будет бешеный состав солистов и фееричная программа», — заинтриговал Рустем Абязов.
vverh-tatarstan.ru/news/20…/740