9 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый концерт III Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья», организованный Белгородской филармонией и Фондом развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Только арт-директор BelgorodMusicFest’а Борислав Струлёв с его талантом организатора и «безграничной безмерной творческой фантазией» (по выражению начальника управления культуры Белгородской области Сергея Курганского) мог собрать и представить в концертной программе одного дня, дня открытия фестиваля, примадонну мировой оперы Елену Образцову и феноменального джазового пианиста Леонида Пташку; музыкально-театральный Санкт-Петербург в лице прима-балерины Мариинского театра Юлии Махалиной и молодой солистки Мариинского театра лирико-колоратурного сопрано Ольги Пудовой; уникального тромбониста-импровизатора Элиаса Файнгерша, замечательную скрипачку Анну Боровик и камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик.
Причём, почти все они предстали в тех двух разных ипостасях — классической и джазовой — в которых изначально и задумывался фестиваль Борислава Струлёва, имевший первоначальное название «От классики до джаза».
И, как сказал в своём приветственном слове фестивалю Митрополит Белгородский и Староосколький Иоанн, «этот фестиваль, все участники которого являются соработниками в духовном созидании российского пространства культуры, расширяет воздействие русской православной культуры во всём мире».
В год Культуры, Белгород, благодаря фестивалю Борислава Струлёва, имеет честь принимать у себя и чествовать «великую певицу и великую женщину» Елену Васильевну Образцову в год её жизненного юбилея и год 50-летия её творческой деятельности в Большом театре.
В концерте под названием «Виват, Елена!» представлять Елену Образцову и всё созвездие ярчайших звёзд мирового исполнительского искусства III BelgorodMusicFest’а приехал уже постоянный гость Белгорода, знаменитый Святослав Бэлза. И, наверное, не случайно, вечер в честь Елены Образцовой в Белгороде совпал с телетрансляцией её юбилейного вечера в Большом театре в декабре 2013 г., ведущим которого был Святослав Игоревич.
Одним из первых мест, посещённых Еленой Васильевной Образцовой (в сопровождении Святослава Бэлзы и Борислава Струлёва) на земле Святого Белогорья, стал белгородский храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Подобным же было и молитвенное начало юбилейного концерта в Большом зале филармонии — исполнение Еленой Образцовой молитвы Дж. Каччини «Ave Maria» предварялось её стихотворением «Мария Магдалина».
Многие новые грани таланта Елены Образцовой увидели белгородцы в этот вечер — не только хорошо знакомые оперной и камерной певицы, но и поэта, и педагога. Стихи Елены Образцовой в её исполнении звучали на протяжении всей первой половины вечера, связывая программу в единое целое.
Белгородцы имели возможность увидеть примадонну в фрагменте одной из самых знаменитых её партий русского репертуара — в партии Графини из «Пиковой дамы». Это та партия, которую она исполняла не одно десятилетие; партия, когда в гриме героини её не узнавали даже близкие люди. А сегодня убедительность сценического рисунка роли её самой знаменитой оперной героини вполне может ввести в заблуждение не слишком искушённого зрителя.
Но если многие белгородцы хорошо знают Елену Образцову в партии Графини, то романсы французского композитора венесуэльского происхождения Рейнальдо Ана (1874–1947) им известны мало. Исполненные Еленой Образцовой с утончённостью и изяществом искусства французской «belle epoque», они прозвучали в Белгороде впервые. Нужно отметить, что в современном мире немногие исполнители решаются интерпретировать камерно-вокальные произведения Рейнальдо Ана, современника и друга Марселя Пруста. Елена Образцова — одна из немногих и единственная в России.
Очень тепло принимали слушатели Ольгу Пудову в русской колоратурной классике (романс А. Алябьева «Соловей»), а также во впервые звучавшей в Белгороде арии Кунигунды из «комической оперетты» (по определению автора) Л. Бернстайна «Кандид» с её кристально-прозрачным тембром колоратурного сопрано и безупречной, сверкающей жизнерадостностью и виртуозным бесстрашием вокальной техникой, которая особенно поражала силой и точностью верхнего регистра.
Молодая и увенчанная многими наградами на международных конкурсах Ольга Пудова по праву может считаться «крестницей» Елены Образцовой, став в 2006 г. лауреатом первой премии на конкурсе её имени в Санкт-Петербурге.
Белгород — увы — отнюдь не балетный город, не избалованный посещением балетных артистов. Поэтому к очень желанному и жданному выступлению народной артистки РФ, лауреата самых престижных балетных премий, прима-балерины Мариинского театра Юлии Махалиной готовились весьма основательно.
Виолончель Б. Струлёва и фортепиано А. Кузнецова (также концертмейстера Е. Образцовой и О. Пудовой) сопровождало выступление Юлии Махалиной в классической хореографии «Лебедя» Сен-Санса, а Анна Боровик (скрипка) в трио с виолончелью и фортепиано аккомпанировали танцу на музыку не менее знаменитого «Размышления» из оперы «Таис» Массне.
Пластическая красота санкт-петербургской балерины поражает. Каждый миг её исполнения выглядит как ожившая скульптура. Красота и выразительность движений находятся в редкой гармонии с благородной удлинённостью линий её тела. Юлия Махалина — балерина с большой состоявшейся биографией, но всегда она стремилась уйти от привычного и консервативного. Поэтому выступление с концертными номерами в сопровождении инструментального ансамбля в рамках «небалетного» фестиваля она сама расценивает как интересный эксперимент (из выступления Ю. Махалиной на пресс-конференции).
Во втором отделении, которое началось прекрасным, стильным, точным и одухотворённым финалом Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского в исполнении камерного оркестра «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик, господствовали «наши люди» (по словам С. Бэлзы) из Израиля — тромбонист Элиас Файнгерш и джазовый пианист Леонид Пташка.
Элиас Файнгерш, некогда покинувший престижное место в оркестре Метрополитен-опера, сделал головокружительную сольную карьеру тромбониста-импровизатора, композитора и аранжировщика. На уникальном, единственном в своём роде тромбоне с двумя раструбами, сделанном в Германии специально для него, Элиас исполнил «Болеро» Равеля, и это было одно из тех исполнений, после которых за ним закрепилась слава «человека-оркестра».
Взаимодействуя с электронными устройствами, тромбон Файнгерша звучит как различные духовые инструменты, что создаёт неожиданные комбинации тембровых и многоголосных полифонических эффектов.
Леонид Пташка был учеником Игоря Бриля. В 1990 г. он уехал из СССР, будучи лауреатом 17 российских и международных джазовых конкурсов. Сегодня он арт-директор собственного джазового фестиваля в Израиле, который с 1994 г. проходит в различных городах страны.
В Белгороде Леонида Пташку поддерживал камерный оркестр Натальи Боровик (усиленный контрабасом и ударником), и о профессионализме белгородцев именитый гость постоянно отзывался в весьма лестных выражения.
В своём очень большом выступлении Леонид Пташка обрушил на зал сокрушительный джазовый шквал ураганной силы, давая слушателям лишь редкие минуты передышки — одной из них была лирическая дуэтная импровизация Л. Пташки и Б. Струлёва на тему самого знаменитого шлягера Фрэнка Синатры «My way».
Фантастические музыкальные фейерверки Леонида Пташки даже не стоит пытаться описывать — это надо слышать. И именно для таких моментов неблизкий путь на фестиваль Борислава Струлёва проделали слушатели не только из городов Центрально-Чернозёмного региона, но даже из Нью-Йорка.
Муз. обозреватель БГФ Нина Синянская
Фото Антона Черева и Дмитрия Межевикина
Специально для А-фишки