12 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии во втором фестивальном концерте под названием «Король скрипки» выступил знаменитый венгерско-цыганский скрипач Роби (Роберт) Лакатош со своим ансамблем. На концерте присутствовал губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко.
Похоже, что арт-директор BelgorodMusicFest’а Борислав Струлёв, радуясь своему взрослеющему фестивалю, уже сделал правилом каждый раз предлагать публике знакомства с новыми эксклюзивными музыкальными ансамблями. В прошлом году это был московский
оркестр «Папоротник», от музыкальных узоров которого фестивальная публика замирала в восхищении. В этом году — знаменитый ансамбль (тоже состоящий из пяти музыкантов, не считая руководителя) Роби Лакатоша.
Второй день фестиваля можно было бы назвать праздником небольших оркестров и их царицы — скрипки, причём в том её изначальном народном варианте, который, к счастью, дошёл до наших дней благодаря энтузиастам-мастерам народного скрипичного исполнительства из стран Восточной Европы.
Целый час до начала концерта в фойе филармонического Большого зала играл студенческий струнный оркестр «Tutti» под управлением Светланы Долгачёвой Белгородского государственного института искусств и культуры. А во втором отделении фестивального концерта поддерживать и сопровождать ансамбль «короля скрипки» вышел камерный струнный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик.
Выступления Роби Лакатоша и его ансамбля по силе впечатления были сравнимы со стихиями природы — огня, воды, ветра, ибо эмоциональная выразительность исполнения, казалось, находятся на том пределе, за которым «nec plus ultra»
(лат. — дальше нельзя).
Благодаря фестивалю Борислава Струлёва, Белгороду повезло услышать великолепную живую традицию народной скрипичной игры, что называется, «из первых рук», от того, в чьей крови живы более чем двухвековые традиции народного цыганского скрипичного исполнительства; от того, кто является прямым потомком легендарного цыгана-скрипача Яноша Бихари, чьим цыганским оркестром восхищались Бетховен и Лист.
Это музыка, которая не может не воспламенять, но, быть может, восторги белгородской публики интуитивно «замешаны» на той земляческой родственности с артистами – выходцами из цыганской среды, родившимися на белгородской земле – скрипачом Михаилом Эрденко и артистом-певцом Николаем Сличенко.
Выступавший в этот вечер не только как виолончелист, но и в амплуа «Святослава Бэлзы», в роли ведущего Борислав Струлёв обратил внимание и журналистов (на пресс-конференции), и публики (во время концерта) на два уникальных «технических» (как он выразился) момента.
Первое — это созданные Р. Лакатошем скрипичные струны, сделанные из различных материалов, отчего звучание скрипки, без электроусиления, становится необыкновенно ярким и сочным. Второе — уникальная способность Р. Лакатоша
(«никто так не умеет», как сказал Борислав) играть пиццикато поочерёдно тремя пальцами в очень быстром темпе, отчего скрипка начинает звучать гитарой или мандолиной, домрой или клавесином.
Роби Лакатош почти 30 лет (с 1986 г.) живёт в Бельгии, куда уехал в молодости после окончания консерватории. Там он стал хозяином ресторана с джаз-клубом, который приобрёл известность среди профессионалов экстра-класса, таких как, например, Иегуди Менухин. Со своим ансамблем он гастролирует по всему миру, в последние годы в России — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ярославль…Выступает на различных, в том числе — джазовых, фестивалях, на одном из которых познакомился с Бориславом Струлёвым.
Его колоритная внешность напоминает венгерские портреты 19 века, изображающие народных музыкантов в национальной одежде. Особенно трудно отделаться от ощущения, что перед вами ожившая легенда прошлых столетий, когда Лакатош играет в стиле венгерской городской народной музыке (вербункош) с его синкопированными ритмами, интонациями увеличенных секунд, и его постепенными зажигательными ускорениями или внезапными сменами контрастных темпов.
Помимо вербункош и цыганского джаза (мануш), белгородцы услышали виртуознейшее владение стилем старинной венгерской крестьянской народной музыки (открытой и исследованной в ХХ веке Б. Бартоком и З. Кодаи) с её очень сложной метро-ритмической организацией. В этом роде была обработана популярнейшая «Калинка» и прозвучала собственная композиция Р. Лакатоша «Новый альянс».
Выразительный лирический дуэт Р. Лакатоша и Б. Струлёва на тему вальса «Муки любви» Фрица Крейслера, самого популярного и очень любимого публикой американского скрипача австрийского происхождения, выглядел весьма многозначительным поклоном в сторону скрипичной легенды недавнего прошлого.
В исполнении завершившей первое отделение «Пассакальи» Генделя к сложившемуся на предыдущих фестивалях дуэту Анны Боровик и Борислава Струлёва присоединился и Роби Лакатош и это новое — «шире круг» — было замечательно интересным.
Впрочем, многие сольные лирические номера в исполнении Роби Лакатоша и его ансамбля, такие как мелодия М. Леграна «Papa, can you hear me?» из кинофильма «Йентл» 1983 года были завораживающими островками любви в пламенном скрипичном вихре этого уникального entertainmentman’а (как назвал его Борислав — человека, который может заставить вас отдохнуть).
«Король скрипки» и его великолепная «свита» с полной внешней невозмутимостью и лёгкостью с первых же минут концерта захватили слушателей своей фантастической техникой, вовлекая их в эмоциональный вихрь сумасшедших скоростей и потрясающей энергии радости и восторга.
Как и Роби Лакатош, все музыканты ансамбля академически образованы, но свободно дышат и высокогорным воздухом джаза, цыганского джаза. Это — опытный Ласло Бони (2-я скрипка) и молодые Ласло Листеш (контрабас) и Ласло Балог (гитара), фортепианный виртуоз Чеки Кальман. И ещё — Ёне Листеш, впервые давший белгородцам возможность услышать настоящие венгерские цимбалы с их «шелестящим» и расплывающимся, но, вместе с тем, сухим и отчётливым звуком. Наверное, сольная «Романеска» для цимбал в начале второго отделения не одного слушателя заставила замереть от восторга.
Лёгкость, с которой Роби Лакатош и его ансамбль импровизируют, понимая друг друга с полуслова, ещё раз показал «бис» — зал последний раз взорвался аплодисментами, едва зазвучали первые звуки «Я играю на гармошке».
Муз. обозреватель БГФ Нина Синянская
Фото Антона Черева
Специально для А-фишки