III-й Органный сезон в Белгороде открыт!

Добавлено 27 сентября 2013 Тимур Халиуллин

Марина Андрейкина, Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония, Органный зал Белгородской филармонии, Алексей Хамтеев (кларнет), Олеся Фиалко, Камерный оркестр Mezzo music, Андрей Андрейкин (труба)

26 сентября, в преддверии официального открытия в Большом зале 47-го сезона Белгородской государственной филармонии, был открыт новый сезон концертов в Органном зале. Преамбулой послужило выступление американских органистов Майкла Бауэра и Джеймса Хигдона, открывших белгородским слушателям новые грани исполнения европейской и современной американской музыки.

В день открытия третьего концертного сезона в Органном зале в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина, солистов филармонии и камерного оркестра «Mezzo music» (руководитель — Наталья Боровик) звучала немецкая органная музыка 17 и 19 веков.


Иоганн Себастьян Бах и Йозеф Габриэль фон Райнбергер — два выдающихся немецких композитора, музыкальные сочинения которых легли в основу программы концерта открытия сезона в Органном зале. Один — известный всему миру, другой — многими неизведанный. Один — представитель эпохи барокко, другой — эпохи романтизма. Несмотря на, казалось бы, большую разницу, тем не менее, можно найти нечто общее в музыкальных творениях, созданных ими для органа.


По уже сложившейся традиции сезон в Органном зале открыла музыка И. С. Баха. Яркое, в мажорных красках звучание Прелюдии и фуги Соль мажор в исполнении Тимура Халиуллина настроило слушателей на празднично-торжественный тон музыкального вечера. Если с музыкой Баха публика хорошо знакома (ведь первыми звуками на органе в Белгороде явились именно звуки великого Баха), то музыка Йозефа Райнбергера в Белгороде звучала впервые.

Немецкого композитора Райнбергера при жизни больше знали как талантливого педагога, отличного органиста. Рано проявившаяся любовь Йозефа к органу сказалась впоследствии на его творчестве (этого нельзя отрицать и в отношении творчества И. С. Баха). Наверное, поэтому наибольшую известность получили сочинения композитора для органа, среди которых два органных концерта (один из них был исполнен во втором отделении концерта), двадцать органных сонат.


«Сарабанда» для органа, виолончели и кларнета Й. Райнбергера — музыка, исполненная внутренней красоты, спокойствия, нежности, — изумляла с первых звуков, с первых тактов. Доброта и проникновенность чувствовались в густом и насыщенном звуке виолончели (Олег Шейна), просветленность и покой — в звучании кларнета (Алексей Хамтеев). Приправлены они были гармонией и умиротворенностью органного сопровождения (Тимур Халиуллин).

Знаменитый Концерт для органа ля минор И. С. Баха (в трёх частях), последовавший далее в сольном исполнении Тимура Халиуллина, открыл много интересных звучаний в целом в отношении барочной органной музыки.


Частая смена фактурного изложения, сопоставления мелодических проведений и секвенционные последовательности, придающие музыкальному тексту узнаваемость и стабильность, — в этом угадывались черты, повлиявшие на музыку более поздних эпох. Стиль и настрой цикла «Времена года» Вивальди, современника Баха, ощущался в первой части концерта. Загадочность, некое расслабление и снятие нагнетаемого напряжения чувствовались во второй. Третья часть концерта — стремительная, насыщенная мелкой техникой — была исполнена органистом безупречно.


Восприятию музыки концерта благоприятствовала четкая градация не только самих частей внутри концерта (Быстро — Медленно — Быстро), но и цветная подсветка органа (Андрей Жигалов) в разных частях концерта и на протяжении всего музыкального вечера.


Две пьесы для органа и виолончели op.150 Й. Райнбергера — «Вечерняя песня» и «Жига» — в исполнении Олега Шейны и Тимура Халиуллина навеяли мечтательность и созерцание, смиренность и покой («Вечерняя песня»), которые сменили наступательность, настойчивость и решительность («Жига»). Стоит отметить, что орган в сочетании с виолончелью раскрывает свои новые качества.

И в то же время неслучайно то, что в органе есть регистр с названием «человеческий голос»: есть что-то родственное в этих музыкальных инструментах — то, что дополняет музыкальное полотно и способствует достижению особой гармонии звучания.


Прозвучавшая первая часть Трио для органа, виолончели и кларнета op.149 Й. Райнбергера порадовала хорошим ансамблевым звучанием (в составе Т. Халиуллин, О. Шейна и А. Хамтеев). В музыке ощущалась камерность исполнения и вытекающая отсюда нежность, распевность, широта.


Белгородской публике уже известны мастерское владение органистом Тимуром Халиуллиным ножной клавиатурой на органе и страсть музыканта к катанию на роликовых коньках. Эти качества оригинально воплотились в исполнении в завершении первого отделения знаменитого «Полета шмеля» Н. А. Римского-Корсакова в авторском переложении Тимура Халиуллина для органа с солирующей педалью.


Второй концерт Й. Райнбергера для органа, двух труб, двух валторн, литавр и струнного оркестра соль минор op.177, прозвучавший во втором отделении программы, мало кого (точнее, никого) не оставил равнодушным. Написанный в зрелый период творчества композитора и впитавший многоликие тенденции конца 19 века, концерт представляет множество, целую палитру оттенков, характерных для позднего романтизма.


В его музыке слышались образы самые разные — необыкновенная человечность, страстный порыв и мятежность (первая часть), спокойствие и нежное созерцание (вторая часть), торжество, праздник, апофеоз (третья часть). Изложение темы, её развитие, нарастания и спады, — всё было красиво, изящно, ярко и масштабно.


Кульминации подкреплялись подсоединявшимися к струнному оркестру и органу медными инструментами (трубы — Андрей Андрейкин и Андрей Капицын, валторны — Тимофей Скуднов и Евгений Минаев) и литаврами (Сергей Коваленко). Король инструментов в сочетании с оркестром — это прекрасно! Словно новые силы и новое вдохновение пришли в Органный зал и вдохнули гигантскую энергию на весь концертный сезон!


P. S. Ну а как же концерт открытия сезона в Органном зале мог обойтись без Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха, — спросите вы? Конечно, этот малый полифонический цикл, по сложившейся традиции, прозвучал в завершении концертной программы. Исполнение этого сочинения Тимуром Халиуллиным в этот день было особым, не таким как раньше, со вкусом нового концертного сезона...


Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)

Дата публикации: 27.09.2013

http://www.afishka31.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору