Ильгиз Янбухтин: «Нам удалось объединить людей общим делом»

Добавлено 26 ноября 2015 muzkarta

Московская областная филармония, Александр Гиндин (фортепиано)

Воссозданная два года назад Московская областная филармония открыла новый сезон яркой премьерой: к 175-летию П. И. Чайковского 4 октября 2015 года в Большом зале Московской консерватории было представлено уникальное концертное исполнение оперы «Иоланта».

О том, каким будет новый сезон, каковы стратегические задачи организации, рассказал директор московской областной филармонии Ильгиз Янбухтин.


Ильгиз Ришатович, в концертном исполнении «Иоланты» приняли участие звёзды оперной сцены — Динара Алиева, Василий Ладюк, Николай Диденко, Сергей Скороходов. Есть ли в планах филармонии другие проекты с их участием? Мы продолжаем совместную работу с этими именитыми артистами. Один из примеров — участие Московской областной филармонии в музыкальном фестивале Василия Ладюка «Опера Live», а именно исполнение в Большом зале консерватории Камерным оркестром филармонии «Инструментальная капелла» и Хором мальчиков и юношей Московского хорового училища имени Свешникова сочинения «Stabat Mater» Перголези. За дирижёрским пультом — главный хормейстер Мариинки Андрей Петренко. Кроме того, Василий Ладюк войдёт в состав заново сформированного художественноэкспертного совета филармонии, который начнёт работу в конце ноября. Это только подтверждает долгосрочность наших отношений.

«Иоланта» стала первым выступлением Андрея Петренко в новом статусе художественного руководителя Камерного оркестра «Инструментальная капелла». Он известен как главный хормейстер Мариинского театра. Руководство оркестром стало для него дебютом? Что касается Андрея Александровича, то его появление в качестве дирижёра на проекте «Иоланта» было знаковым. Для искушённой московской публики, в частности, для профессиональных критиков, это стало даже откровением. Стереотип восприятия Петренко как дирижёра-хоровика этим концертом был разрушен. Но для людей, которые знают его давно, не новость, что Валерий Гергиев во многом возлагает на него подготовку оркестра Мариинского театра.

Филармония представляет разные музыкальные направления: классика, симфоджаз, народная музыка.

Есть ли какой-то приоритет? У нас есть все условия, чтобы, воссоздавая полноценную филармонию, сохранять баланс всех жанров.

Это классика (камерная, симфоническая, оперная, хоровая музыка), эстрада, фольклор и различные комбинации жанров (так называемый «кроссовер»).

Подчёркиваю: баланс, а не перекос в какую-либо сторону. Ядром любой филармонии должна являться именно классическая тема. В нашем случае этим ядром должен стать обновлённый хор, камерный оркестр и, как мы планируем в качестве стратегической задачи, оркестр большого симфонического формата.

Симфонический оркестр — единственное, чего сегодня не хватает Московской областной филармонии? Ещё один ключевой вопрос — концертный зал. Скажу кратко: Московская область — это единственный регион России, где филармония не имеет своего зала. Вопрос стоит на повестке дня, проблема обсуждалась с первым заместителем председателя правительства Московской области. Ещё до этого предлагались различные варианты, в том числе зал в Барвихе, но изначально это было малореалистично в силу частного статуса этого зала.

Для нас очень важно обрести свою площадку, где мы сможем осуществлять регулярную концертную деятельность, пилотные проекты, зал, вокруг которого будет собираться своя публика.

Несколько слов о третьем фестивале «Садко».

Какие цели вы ставили, возрождая этот фестиваль? В чём ценность этого проекта? Московская область всегда славилась фольклорными традициями, поэтому были все предпосылки для того, чтобы продолжить эту линию, а также представить галерею российских и зарубежных коллективов, которые работают в том же ключе. На фестивале мы увидели уникальные национальные традиции: балканскую, российскую в разных вариантах, закавказскую, северную, азиатскую — центральную и дальневосточную. Вот это безусловная ценность проведённого фестиваля.

Ещё одна новость — Максим Дунаевский стал художественным руководителем филармонии. Как возникло это сотрудничество? Тот факт, что Максим Исаакович был приглашён на пост художественного руководителя филармонии, не случайность. Этому предшествовал год активного сотрудничества с композитором в рамках его юбилейного тура по Подмосковью. Филармония также имела честь организовать главное мероприятие — гала-концерт, который состоялся 4 июня в Концертном зале имени Чайковского. В программе выступили давние партнёры Максима Исааковича: Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян, Лариса Долина, Игорь Бутман, Ангелина Сергеева, солисты мюзикла «Алые паруса», артисты «Театриума на Серпуховке», Оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки, Хоровая капелла имени Юрлова. Всё это послужило логичной предпосылкой для того, чтобы наши отношения перешли на новый уровень. Важно, что между нами возникло как профессиональное, так и человеческое доверие.

В составе филармонии есть Центр развития этнической музыки. Расскажите, чем он занимается.

Появление Центра развития этнической музыки является частью реорганизации филармонии. Смысл его создания был в том, чтобы генерировать новые современные программы при бережном отношении к-канонам фольклорного искусства, сохраняя его мелодичность, но добавляя новое и современное в аранжировках. Центр — это структурное подразделение филармонии, а не авторский проект. Возглавить его мы пригласили заслуженных артистов России братьев Михаила и Андрея Ивановых. У них огромный опыт комбинированных проектов с различными коллективами и солистами мирового уровня. Привлекли к работе современных композиторов, в частности, Андрея Микиту, одного из основателей группы МОСТ (Музыкальное Объединение «Современная Традиция»). Центр дебютировал 1 декабря 2014 года в Барвихе Luxury Village, когда мы презентовали обновлённую филармонию. В течение 2015 года Центр неоднократно представлял свои премьеры в различных форматах: с солистами Сергеем Мазаевым, Полиной Орбах и Камерным оркестром «Инструментальная капелла» в Доме музыки, с «Терем-оркестром» и хором имени Пятницкого на церемонии открытия Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, с хором Мариинского театра на фестивале православного пения «Просветитель» на Валааме. Сейчас уже накоплено достаточно материала, чтобы осуществить студийную запись. Кроме того, под эгидой Центра мы проводим фестиваль «Пересекая время» в городе Пушкино. В этом году фестиваль будет проходить во второй раз.

Московская областная филармония начала новую историю не так давно — два года назад, в 2013-м. Что бы вы назвали главным достижением за это время? За это время мы создали «с нуля» не только подмосковную, но и полноценную московскую афишу на ведущих концертных площадках: Дом музыки, Большой зал консерватории, Концертный зал имени Чайковского, и надеемся, что попробуем свои силы на новой площадке «Филармония-2». Но главное достижение — то, что мы сформировали команду филармонии как творческую, так и административную. В филармонию пришли самодостаточные, известные музыканты: Максим Дунаевский, Андрей Петренко, Николай Азаров, братья Ивановы, Александр Гиндин. Нам удалось объединить людей общим делом, и сегодня степень кооперации внутри филармонии между различными коллективами, по сравнению с тем, что было до реорганизации, весьма высокая. Мы стараемся максимально использовать тот ресурс, которым обладаем, продвигая и продюсируя уже свой собственный продукт — реорганизованные коллективы и проекты.

Мария Тихомирова.
Музыкальное обозрение.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Аноним, 17 марта 2016:

    Хорош! швабры не хватает

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору