Илья ОВЧИННИКОВ: Двойное вращение

Добавлено 16 января 2015 muzkarta

Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии, Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Галина Зольникова (сопрано), Алексей Людевиг (альт), Белгородская филармония, Симфонический оркестр Белгородской филармонии

В Белгороде прошел V фестиваль современной музыки

Симфонические танцы

Фестиваль открылся под девизом «Музыка мысли, силы и любви». За пультом Симфонического оркестра Белгородской филармонии стоял Рашит Нигаматуллин. В программу кон­церта-открытия вошли сочинения Антона Танонова, Гии Канчели и Альфреда Шнитке. «Гоголь-сюита» Шнитке стала безусловным центром вечера. Маэстро Нигаматуллин пока­зал себя достойным учеником Геннадия Рождественского, представив сочинение Шнитке как образец настоящего «симфонического театра» — именно так характеризовал Рождественский «Гоголь-сюиту» на легендарном концерте в Большом зале консерватории в 1982 году. «Нет ни декораций, ни актеров. Тем не менее перед нами разворачи вается симфонический спектакль, по силе своего воздей ствия стоящий на уровне лучших образцов советской театральной в самом высоком смысле этого слова музыки».

Рождественский составил «Гоголь-сюиту» (под наблюдением и с одобрения автора) из музыки Шнитке к спекта­клю Театра на Таганке «Ревизская сказка», что не делает ее в меньшей степени «авторским» сочинением: соавторами Шнитке не раз становились исполнители. Большой состав оркестра с расширенной ударной группой, органом, фор­тепиано, клавесином, электро- и бас-гитарой сближает сю­иту с симфониями Шнитке. Уже в первом номере сочета­ние клавесина с эстрадными инструментами создало мно­гоплановое звуковое пространство, сталкивающее эпохи как на карнавале. Карнавал оборвала огрубленная бетхо-венская «тема судьбы», перешедшая в подобие гайдновской симфонии «Сюрприз». Однако если во многих сочи­нениях Шнитке представал тонким стилизатором с еле заметной фигой в кармане, здесь гайдновские интонации доведены до слащавой угодливости — не случайно эпизод носит название «Детство Чичикова».

Ярчайший фрагмент сюиты — музыка к «Шинели»; эту пьесу нередко исполняют на бис под названием «Полька», однако она далека от эффектной миниатюры. В нехитрой мелодии — безграничная гоголевская тоска, уравнявшая Акакия Акакиевича с Аксентием Поприщиным: монолог последнего сопровождался «психоделическими» звука­ми органа в сочетании с лоскутками «шинельного» моти­ва. Пронеслись тени Моцарта и Чайковского — вестников инфернального бала, соединившего всех гоголевских пер­сонажей. Они кружились в вальсе, танцевали танго и даже канкан, пока обидевшийся на своих героев Гоголь не пре­рвал решительно это безобразие. Сюита закончилась без­радостным размышлением автора: «Скучно на этом свете, господа!» Включение сюиты в программу концерта-откры­тия напомнило о том, какими простыми средствами Шнитке умел говорить о важном, какой выразительности он доби­вался, соединяя несоединимое.

«Что такое жизнь?»

Фестиваль представил широкую панораму жанров: му­зыка симфоническая и камерная, сочинения для оркестра народных инструментов и для духовых. С определением современной — «новой», «актуальной» — музыки то и дело возникает путаница: под ней может пониматься то, что на­писано и вчера, и полувеком раньше, и столетие назад — например, этапные опусы Шёнберга и Айвза, всё еще не осмысленные в России как классика того же порядка, что Моцарт и Бах. Или, наконец, Бах, который актуален при любой погоде, или Рамо, звучащий в исполнении Григория Соколова как музыка самая что ни на есть новая.

Так вот, с современной музыкой, при любом понимании термина, афиша фестиваля имела не так уж много общего. «Маленькая Данелиада» — милая музыкальная шутка, дале­кая от действительно самобытного языка, вписавшего зре­лые опусы Канчели в актуальный контекст. «Гоголь-сюита» великолепна, но эффектности в ней больше, чем глубины, а новаторство Шнитке куда ярче проявилось в других со­чинениях, и практически любая его симфония с этой точ­ки зрения, вероятно, была бы уместнее. Более того: в год 80-летия Шнитке, вероятно, никого в Белгороде не удивил бы и целый вечер, посвященный его музыке.

Программу открыла музыка Антона Танонова — «Фьюжн-концерт» для альта и камерного оркестра, начавшийся с парафраза на темы Астора Пьяццоллы. Через полторы ми­нуты оркестр остановился, а солист Алексей Людевиг сме­нил обычный альт на электрический: тот же Шнитке здесь и начал бы собственно разговор со слушателем, усыпив его бдительность «убедительным, как цитата» вступлени­ем. Танонов хитрить с публикой не стал и, уклоняясь то в сладостную мелодию вроде Полонеза Огинского, то в по­добие рока, в духе Шнитке украшенного тембром клаве­сина, честно возвращался всякий раз в русло «типичного Пьяццоллы», иногда с намеком на песню «Черная стрелка». Как оказалось, концерт создан Таноновым на основе му­зыки, написанной им в качестве сопровождения для вы­ступлений Семена Альтова.

Следующий номер — «Юлла» для струнного оркестра — звучал не таким явным резонансом в сторону поп-культуры, напоминая скорее Хиндеиита, точнее, адаптированный пе­ресказ некоего собирательного его сочинения. Слово композитору: «ЮЛЛА» для струнного оркестра — мой ответ на философский вопрос: «Что такое жизнь?». Ответ содержит­ся в музыке… Почему именно «ЮЛЛА»? Когда я подписывал партитуру я ошибся, и написал слово ЮЛА с двумя Л. Так как основной принцип этого произведения — вращение я решил два Л оставить. Пусть будет двойное вращение!!!» (Пунктуация авторская. — И. О.) Увы, не прошло и минуты, как первый скрипач заиграл соло в том же самом квази-пьяццолловском духе.

На этом фоне выгодно выделялась фантазия для со­прано и оркестра «Разлучница-зима», получившая III пре­мию международного конкурса композиторов в Болонье (2009). Сочинение густо пропитано духом зимы, и легко себе представить, как эффектно оно звучало в теплой Италии, в исполнении певицы международного класса Вероники Джиоевой. В Белгороде «Разлучницу-зиму» представила Галина Зольникова, чья проникновенная интерпретация стала удачей вечера. Однако и в этом сочинении автор проявил уважение к русским композиторам, писавшим о зиме, — от Чайковского до Свиридова.

Очевидно, должность А. Танонова — заведующий-ка­федрой специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории и его «родословная», — «уче­ник признанного классика Сергея Слонимского» открыли композитору двери на фестиваль. Хотя именно Слонимский в недавней статье «Третий авангард и пути музыки» сето­вал на «пьяццолизацию сегодняшней филармонической эстрады», почему-то приписывая ее «новому авангарду». Танонова сопровождает и магическая формула «продол­жатель славных традиций Ленинградско-Петербургской композиторской школы». Однако даже Борис Тищенко, на протяжении многих лет воспринимавшийся как глава этой школы и нещадно критикуемый «слева» за консер­ватизм, шел гораздо дальше. Его Первый виолончельный концерт полувековой давности и сегодня звучит совре­менно — благодаря языку, а не фокусам с электрическим альтом и двойным вращением.

Древнерусская тоска

Помимо концерта-закрытия, где звучала камерная му­му­зыка белгородских композиторов, еще два вечера были от­даны духовому оркестру и оркестру русских народных ин­струментов (ОРНИ), соответственно. Хотя академические музыканты порой относятся к ОРНИ с иронией, современ­ный репертуар подобных коллективов нетолько широк, но я пополняется: они регулярно выступают с новыми про­граммами на фестивале «Московская осень», для них пишут такие мастера, как Ефрем Подгайц и Михаил Броннер. Как утверждает последний, «да, это искусственная инсти­туция, но как интересно она придумана! Домра — это ин­струмент, несомненно, с Востока. Балалайка — абсолютно диссидентский русский инструмент. В народный оркестр входят и баяны, и классические инструменты — духовые, ударные… Но придумали-то хорошо».

С этим можно поспорить: каждый слышит по-своему, и всё же кларнет, вибрафон, фортепиано звучат достаточно чужеродно в окружении балалаек и домр. Еще одна про­блема как для композитора, так и для слушателя — преодо­ление определенных стереотипов, связанных с ожидани­ями от ОРНИ, и представленная программа в этом смысле очень показательна. Симфонию № 2 московского компо­зитора Геннадия Чернова открыла именно та музыка, ко­торой ждешь от оркестра народных инструментов: пред­ставьте себе этакую «печальную протяжную русскую тему». То же можно сказать о сюите Николая Бирюкова «Сказ о Белогорочке», как будто состав оркестра подчиняет ком­позиторов, диктуя им музыку, а не наоборот.

«Сказ о Белогорочке» неглубокая, но вполне доброт­ная киномузыка, к финалу уходящая в чистую эстрадность. Другое сочинение Бирюкова, «Древнерусский триптих», бо­лее богато неожиданными ходами, не говоря уже о слож­нейшей партии балалайки, виртуозно исполненной Юрием Фукаловым. Но форма была еще менее очевидной, чем в случае «Фьюжн-концерта» Танонова, и, казалось, мало что изменится, продлись сочинение на несколько минут меньше или больше.

Совсем иное впечатление произвели сочинения Григория Зайцева и Кирилла Волкова: оба композитора, хоть и при­надлежат к разным поколениям, полностью подчинили оркестр народных инструментов своим задачам, показав, что избежать соблазна «тоскливых, протяжных тем» впол­не возможно. «Сквозь бездны снов» Зайцева для домры с оркестром захватило таинственной атмосферой, в кото­рой плела свои кружева солистка Вера Токаева; запомни­лась каденция, на которую чутким эхом откликались ба­яны, флейта, колокола. А лучшим номером вечера стали «Дома Москвы» Волкова: подчеркнуто урбанистическая сюита с фортепианным соло в духе Цфасмана звучала так, будто оркестр народных инструментов — самый что ни на есть подходящий для такой музыки состав.

Весь вечер за пультом был Евгений Алешников — глав­ный дирижер оркестра и художественный руководитель филармонии. При всех причудливостях программы оче­видно: фестиваль современной музыки для Белгородской филармонии — по-настоящему значительное мероприятие, отнюдь не «для галочки». До сих пор фестиваль проходил раз в три года — для города с населением около 380000 человек, — этого, конечно, мало; проводить его раз в два года филармонии было бы по силам, тем более при нали­чии подкованного симфонического оркестра, чье присут­ствие на фестивале стоило бы усилить. А особенно не хва­тает среди его участников ансамбля солистов типа МАСМ или «Студии новой музыки» — мобильной группы, которая могла бы приехать как минимум в составе квартета или квинтета, чтобы познакомить Белгород с настоящей со­временной музыкой.

Илья Овчинников

Музыкальная жизнь № 12, 2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору