Алексей Гориболь не просто известный пианист, его называют законодателем мод в камерной музыке. Он автор и продюсер оригинальных музыкальных проектов, объединяющих классическую музыку с театром, кино и балетом. Новый оригинальный проект музыканта, посвященный юбилею П. И. Чайковского, пройдет транзитом: 1 апреля в музыкально-концертном центре «Эсти Концерт» Санкт -Петербурга,
4 апреля в этом же составе музыканты выступят в Поморской филармонии Архангельска.
—
В новой программе «Чайковский — Гала» вы выступаете вместе с солисткой Поморской филармонии, заслуженной артисткой России Ларисой Спирановой. Это второй ваш совместный проект, почему выбор план на нее?
— Эта идея родилась год назад, когда мы вместе с виолончелистом Рустамом Комачковым и Ларисой Спирановой сделали в Поморской филармонии совместную программу «Дубовый лист виолончельный…», в которой она замечательно исполнила две песни Брамса и несколько романсов русских композиторов.
И, конечно, возникло совершенно естественное желание отметить юбилей величайшего композитора новой интересной программой. Но мы решили, что в концерте должна звучать не только музыка П. И. Чайковского, но и произведения композиторов, которые входили в музыкальное окружение Петра Ильича, которым он либо покровительствовал, продвигал, либо сотрудничал и был близок по мелодизму и внутреннему содержанию. Это, прежде всего такие имена, как С. Танеев, А. Аренский, С. Рахманинов, Э.Григ, М. Брух. Вот такая программа. Своего рода музыкальное приношение великому композитору.
— Как вам работается с Поморской филармонией, с Ларисой Спирановой?— Я очень люблю Архангельск и тесно с ним связан. Впервые я выступил в отреставрированном зале Кирхи по-моему, 25 лет назад. За это время мы сделали много программ. Памятны музыкальные вечера, которые мы проводили в рамках фестиваля телевизионных фильмов «Сполохи».
А что касается Ларисы Ивановны, то, когда я узнал, что певица еще и художественный руководитель филармонии, очень порадовался, потому что этот пост должен занимать человек, который знает особенности артистической жизни. К тому же Лариса Ивановна еще и ученица Народной артистки СССР, величайшей камерной певицы XX века, боготворимой многими музыкантами Зары Долухановой, которой посвящали свои вокальные циклы Микаэл Таривердиев и Валерий Гаврилин.
И на первой же репетиции мы настолько совпали с Ларисой, что стало понятно — надо наше сотрудничество продолжить. И таким результатом стал концерт камерной музыки, посвященный 175-летию П. И. Чайковского.
— Вы сами ведете свои концерты, комментируете… что вам это дает?— Так делают многие музыканты. Я сопровождаю свои программы комментариями не только в Москве и Петербурге, но и в Выборге, Плесе и в других городах. История создания сочинений, интересные биографические сведения из жизни композиторов, обстоятельства жизни, которые сопутствовали созданию исполняемого произведения — все это настраивает аудиторию и обогащает восприятие слушателей. Ну и потом, когда ты глубоко изучаешь биографию автора, ты начинаешь тоньше чувствовать и его творчество. Вот такое желание поделиться со зрителем своими знаниями и сподвигли меня не только исполнять, но и рассказывать о музыке и творчестве композиторов.
— Вы тесно сотрудничаете с кино, были в жюри Национальной театральной премии «Золотая маска».— Мне было очень приятно это предложение. Председателем жюри того сезона был композитор Александр Чайковский, с которым я многие годы сотрудничаю как пианист. Я из художественно-артистической семьи, и театр всегда занимал большое место в моей жизни. Я часто работаю с актерами, оперными певцами, артистами балета. Что касается кино, в основном, это работа с выдающимся композитором Леонидом Десятниковым. Я записал несколько его саундтреков к таким заметным в последние годы кинофильмам как «Москва» режиссёра Александра Зельдовича, «Дневник его жены» Алексея Учителя об истории последней любви великого русского писателя Ивана Бунина. Удалось поработать с Ренатой Литвиновой в первом её документальном фильме о судьбах пяти актрисах «Нет смерти для меня».
Работа в кино расширяет палитру возможностей, и я с удовольствием откликаюсь на такие предложения.
— Как сегодня на ваш взгляд, надо популизировать классическую, академическую музыку, а может стилизовать ее для восприятия современного человека?
— С классической музыкой не надо делать НИЧЕГО. Она есть сама по себе, и существует как самое чистое и волшебное на свете. Другое дело, что надо воспитывать аудиторию. Это собственно еще один ответ, почему я выступаю с комментариями в своих концертах. Музыка Баха. Брамса, Шуберта, Моцарта, Малера, Шостаковича, Гаврилина будет всегда, она давно выдержала все испытания временем и не нуждается ни в пропаганде, ни в защите. Классическая музыка является сутью духовного наполнения человечества и очень бы хотелось, чтобы как можно большее количество людей не обделяли себя, а открывали этот звучащий мир во всем его многообразии.
— Вы — инициатор и организатор нескольких фестивалей искусств, а не хотели бы организовать нечто подобное в Архангельске?— Сейчас у меня два нежно любимых мною фестиваля: это музыкальный Левитанский фестиваль в Плёсе и фестиваль «В сторону Выборга», который проходит в тех местах, где жили и творили А. Ахматова, Д. Шостакович, Г. Уланова, В. Мейерхольд и многие, многие, кому мы поклоняемся. Я счастлив, что эти фестивали утвердились, нашли свою публику и стали заметными на музыкальной карте России.
Я всегда открыт новым идеям, инициативам, поэтому с удовольствием приму предложение и от творческих людей Архангельска.
— Какие имена современных композиторов, на ваш взгляд, войдут в историю? — Это, безусловно, Леонид Десятников и Александр Чайковский. Они уже давно там. Ну, а в среднем поколении выделяются такие интересные композиторы, как Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Борис Филановский, Владимир Раннев. Интенсивно развивается минималистическое направление, его представители: Сергей Ахунин, Игорь Вдовин, Павел Карманов. Из более молодых композиторов могу назвать Кузьму Бодрова, Алексея Сергунина… Конечно, есть талантливые люди и их немало.
Беседовала Тамара Статиковаwww.pomorfil.ru