41 Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник» продолжился одним из ярких выступлений коллективов академического направления. Психологичность трактовки, сбалансированность динамики, удивительная красота тембров инструментов — те качества звучания, которые с первых звуков захватили слушателей концерта Государственного струнного квартета имени М. И. Глинки. Ансамбль выступил вечером 10 апреля в зале Забайкальской краевой филармонии.
Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки недаром считается одним из лучших квартетов в мире. В коллективе удачным и счастливым образом соединились филигранное мастерство, высочайший профессионализм, творческая индивидуальность каждого исполнителя и стройность ансамблевого звучания. Именно тонкое чувствование партнера, единомыслие в трактовке исполняемой музыки и умение подчинить лидерские качества во имя совершенства целого привело к столь поразительному балансу, слаженному ансамблю, в котором музыка льется единым мощным потоком, вовлекающим в себя завороженных слушателей.
Квартет имени Глинки был создан в феврале 1994 года усилиями талантливых и энергичных музыкантов — лауреатов всесоюзных и международных конкурсов. За время существования коллектив достиг выдающихся творческих успехов, проявив высокий профессионализм и яркую самобытность, что способствовало неизменному успеху у публики.
Артисты Квартета имени Глинки играют на инструментах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, что обеспечивает удивительно красивое и неповторимое звучание ансамбля.
Читинский концерт открыла медленная часть для струнного квартета Антона Веберна. Мелодия нежно, на хрупком пианиссимо словно возникала из тишины. Музыканты смогли передать проникновенный лиризм музыки, которая обрела дыхание и жизнь в каждой интонации и нюансе. Другое ценнейшее качество квартета — умение добиться стройности формы, которая, при столь тщательной проработке деталей, обретает свои ясные четкие контуры. Интересна трактовка и красивейшего Квартета № 2 Йоганнеса Брамса, отличающегося мягким задушевным тоном и певучей, прозрачной фактурой.
В третьем квартете Петра Ильича Чайковского, прозвучавшего во втором отделении, музыканты убедительно и эмоционально смогли выразить скорбно элегические настроения, сочетающиеся с бурным протестующим драматизмом. При прослушивании музыки перед внутренним взором возник образ самого композитора, размышляющего о жизни и смерти, роке и судьбе.
Музыка принадлежит к такому искусству, которое нельзя четко зафиксировать во времени и пространстве. Каждое исполнение одного и того же произведения отличается от предыдущего. Достигнуть стилевой точности, чистоты звучания, аккуратности в воспроизведении всех тонкостей музыкального материала — настоящая творческая удача, невозможная без большого опыта и серьезной внутренней работы музыкантов. Без сомнения, концерт квартета имени Глинки был одним из лучших академических концертов «Цветущего багульника». Читинцы стали свидетелями рождающегося на их глазах чуда: исполнения на грани совершенства.
Антонина Олёкминская