Для ценителей искусства большая удача, когда попадаешь на концерты настоящих профессионалов, музыкантов, искренне преданных своему делу. И вдвойне приятней, когда есть возможность воспринимать произведения в контексте эпохи, стиля, наконец, личной жизни композитора. 16 и 17 апреля в Забайкальской краевой филармонии состоялись концерты органной музыки, продолжившие 41 Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник». Не удивительно, что концерты прошли с аншлагом и большим успехом у публики. Играла и рассказывала великолепная органистка, музыковед, лауреат Международного и Европейского конкурсов Яна Юденкова.
Яна Юденкова принадлежит к такому типу музыкантов, которые всеми известными им средствами пропагандируют музыку, делая доступным восприятие самых сложных произведений, вовлекая в мир искусства неискушенных зрителей, вызывая неподдельный интерес к жизни и творчеству композиторов. Получив блестящее образование в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальностям орган и музыковедение, Яна Юденкова, возвратившись в родной Иркутск, ведет большую просветительскую работу: она является солисткой филармонии, преподает в Иркутском областном музыкальном колледже имени Ф. Шопена, записывает диски, гастролирует по городам России. В Чите Яна Юденкова представила две программы: «Музыкальное путешествие» и «С органом на „ВЫ“».
Говоря об органной музыке, прежде всего, вспоминается имя Иоганна Себастьяна Баха. Его произведения технически и концептуально являются самыми сложными из всей музыки, когда-либо написанной для органа. Чего только стоит знаменитая, удивительная и в своем роде уникальная Токката и фуга ре минор, которую Бах написал всего лишь в 20-летнем возрасте! В исполнении Яны Юденковой звучали и другие, не менее гениальные произведения Баха: хоральная прелюдия «Взываю к тебе Господи, Иисус Христос», Ария из оркестровой сюиты, хоральная партита «Приветствую тебя, благой Господь».
Яркий, образный, живописный рассказ органистки переносил слушателей из церквей Лейпцига и Веймара, где работал И. С. Бах, в сказочные окрестности родины Эдварда Грига — Норвегии, побывав в Вестминстерском аббатстве, зрители оказывались во Франции. Нашлось место и русской музыке, даже несмотря на то, что отечественные композиторы не создавали произведений для «короля инструментов». Яна Юденкова включила в концерты переложенные ею для органа пьесы П. И. Чайковского, которые привнесли в программу столь родной русский колорит.
За музыкой открылась жизнь композиторов, зачастую довольно непростая, со сложной судьбой. Перед зрителями предстали живые люди, внутренний мир которых раскрылся в гениальных произведениях. Обращаясь к музыке разных эпох, жанров и стилей, Яна Юденкова помогла слушателям стать сопричасными к великому органному наследию, понять и почувствовать всю мощь и силу воздействия гениальных произведений. Выразительное и виртуозное исполнение, проникнутое глубоким чувством стиля, ясным голосоведением, выразительной динамической нюансировкой, для многих зрителей открыло орган во всем его величии и богатстве тембров и красок. Путь музыканта, по убеждению Яны Юденковой, это путь, длинной во всю жизнь, это дорога к обретению все большего контакта с инструментом. По истечении 20 лет обучения путь этот только начинается, и впереди — бесконечные горизонты и новые музыкальные миры.
Антонина Олёкминская