Этот концерт в самарском музее Модерна, который состоялся 22 сентября, событие знаковое в музыкальной жизни. Для своего сольного концерта прима Самарского Академического Театра Оперы и Балета, лауреат международных конкурсов Татьяна Гайворонская выбрала арии из опер Джакомо Пуччини не случайно. В этом году отмечается 160-летие со дня рождения композитора. В Самарском Академическом Театре оперы и балета по инициативе главного дирижера театра Евгения Хохлова в ноябре пройдет фестиваль оперного искусства, посвященный Пуччини. В афише театра в настоящее время две оперы великого итальянского композитора — «Тоска» и «Мадам Баттерфляй». Заглавные партии в обеих исполняет Татьяна Гайворонская. И, как каждый спектакль с участием этой уникальной певицы, её исполнение партий Тоски и Чио-Чио-сан — всегда праздник для публики.
Такой праздник Татьяна Гайворонская вместе с концертмейстером театра лауреатом международных конкурсов Татьяной Кузуб в преддверии фестиваля и подарила всем, кто имел счастье присутствовать на концерте 22-го сентября.
Концерт был настолько прекрасен, настолько безупречно выстроен и исполнен, что это тот случай, когда рецензенту, нечего сказать кроме благодарности. Тем более если он, как автор данного материала, и является прежде всего благодарным поклонником, а уж затем культурологом и искусствоведом.
В этом статусе позволю себе лишь напомнить, что творческий облик Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждалось новое направление — веризм, громко заявившее о себе операми «Сельская честь» П. Масканьи (1890) и «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Однако отдельные веристские тенденции, получившие выражение в его операх «Тоска», «Девушка с Запада», «Плащ», не стали для композитора определяющими. Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению обыденной жизни со свойственными ей острыми конфликтами, но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образцов веристской оперы с ее предельной концентрацией действия и подчеркнуто экспрессивным музыкальным выражением.
Именно поэтичность и психологизм отличают образы, созданные в операх Пуччини Татьяной Гайворонской. А божественной красоты сопрано в сочетании с одухотворенной красотой облика позволяют певице представать перед публикой совершеннейшей Тоской, Мими, Баттерфляй, Мюзеттой, Турандот, Лауреттой…
Арии из этих опер и включила она в концерт, начав его первой арией Мими из оперы «Богема». В интерпретации Татьяны Гайворонской Мими существо почти неземное, чистое и жертвенное. Все это было в голосе и внешнем облике певицы. Здесь необходимо отметить, что Татьяна Гайворонская великолепная Актриса. И в этом концерте она обыгрывала выходы, несколькими точными штрихами подготавливая зрителя и слушателя к восприятию образов своих героинь.
Нежная кроткая Мими преображается в более земную уверенную Мюзетту — как прелестна она и как красиво, наполнено звучит голос певицы.
Две арии Баттерфляй… Дивной красоты музыка при довольно статичном сюжете. Из-за статичности первая постановка оперы, хотя композитор уже был известен и любим, практически прошла с провалом, и только после доработки либретто опера начала триумфальное шествие. И все же успех или неудача постановок зависит от исполнительницы главной партии. В Самарском театре Баттерфляй можно слушать бесконечно, если ее поет Татьяна Гайворонская. В концерте она вновь потрясла глубиной переживаний, пароксизмом отчаяния и трепетом надежды — все это в голосе певицы.
Тоска. Примадонна театра. Такой и предстала для исполнения знаменитой арии Татьяна Гайворонская. Когда она выступает в этой партии в спектакле — глаз отвести невозможно и нотку пропустить нельзя, и слезы у всех без исключения. Так было и на этот раз.
Арию Лауретты из комической оперы Пуччини «Джанни Скикки» поют, можно сказать, все сопрано — от студенток музучилищ до великих примадонн сцены. Сама опера ставится не так часто (но самарцев скоро ожидает сюрприз!), поэтому печальный текст арии порой вводит в заблуждение и слушателей, и даже некоторых начинающих исполнительниц. Да, Лауретта умоляет отца позволить ей соединиться с любимым, иначе она уйдет из жизни. Только Лауретта плутовка. Она знает, как заставить простодушного отца выполнить её желание. И именно это слышится, чувствуется, доносится до слушателя и зрителя исполнением Татьяны Гайворонской этой арии. Великолепное вокальное и актерское мастерство!
«Турандот». Опера, финал которой Пуччини не успел создать и ее заканчивал его ученик. В сказке все кончается хорошо. Ария принцессы удивительно красива, но сложна вокально и драматически.
Этой арией Татьяна Гайворонская завершила концерт. Он был прекрасен. Прекрасен еще и потому, что партию фортепиано исполняла замечательная чуткая Татьяна Кузуб. Успех вокалиста неразрывно связан с концермейстером, от которого он не в последнюю очередь зависит. Татьяна Кузуб концертмейстер, с которым комфортно всем певцам. И в этот вечер две прекрасные Татьяны сотворили чудо зримого воплощения гениальной музыки Джакомо Пуччини. Об этом восхищенно говорил Татьяне Гайворонской по окончании концерта один из первых ее партнеров по самарской сцене, непревзойденный баритон, народный артист России Анатолий Яковлевич Пономаренко.
Бесконечная благодарность и БРАВО!
Отдельное спасибо за организацию концерта Инге Майоровой. Отметим так же деликатную ведущую Мариану Новикову.
Ирина КАРАКОЗОВА
источник