Так назывался концерт, который привлек мое внимание. В качестве подзаголовка значилось: «Камерные произведения Дмитрия Шостаковича». Хотя, казалось бы, сама история связала имя композитора с нашим городом, не часто в Самаре можно услышать монографический концерт, посвященный творчеству этого музыкального гения ХХ века. На афише — имена исполнителей: Ирина ЯНЦЕВА (сопрано), Антон СТЕПАНОВ (бас), Роман ЕРИЦЕВ (фортепиано). И всё. Необычный ракурс портрета Шостаковича на афише акцентировал пристально-внимательный взгляд композитора, словно вопрошающий: что играть-то будете? Неизвестность притягательна. Поддавшись соблазну, я оказалась в гостиной особняка Курлиной на концерте цикла «Музыка модерна». Программа — компактная и при этом разнообразная, построенная по принципу контраста. Артисты расширили заявленный «камерный» формат, включив в концерт фрагменты из оперных сочинений мастера.
Первые номера ввергли слушателей в атмосферу подлинного трагизма. Песня старого каторжника из «Леди Макбет Мценского уезда» прозвучала мощно и насыщенно, сурово и строго. Голос молодого певца, льющийся свободно и ровно, заполнил зал. Концертмейстер прекрасно справился со сложностями многоголосной оркестровой фактуры сопровождения, выстроив хороший звуковой баланс с солистом. Не столь удачно прозвучал романс «Макферсон перед казнью», требующий от вокалиста более глубокого проникновения в психологию героя.
Своеобразным мостиком-переходом к иным музыкальным сферам стали песни вокального цикла «Из еврейской народной поэзии», вдохновенно исполненные И. Янцевой. В «Предостережении» вокалистка подчеркнула тревожные, взволнованные декламационные фразы. «Песня девушки» прозвучала очень лирично, безмятежно и светло, в соответствии с авторским замыслом. Просто, без ложного пафоса были исполнены песни Д. Шостаковича, являющиеся данью времени, опирающиеся на типичные интонации массовой песни, знаменитые «День радости» на стихи Е. Долматовского и «Песня о фонарике» на слова М. Светлова. Сегодня они звучат как музыкальные символы советской эпохи. Дополнила этот блок песенка Лидочки из оперетты «Москва, Черемушки».
Центром концерта стали пять прелюдий для фортепиано, талантливо исполненные Р. Ерицевым. Избранные музыкантом пьесы опуса 34 образовали отдельный миницикл, в котором раскрылись характерные образы художественного мира Шостаковича. Пианист сумел передать нежную хрупкость лирической мелодии, скерцозность, гротеск и эксцентрику, скрывающиеся под масками бытовых жанров — польки, вальса, марша, гавота. Предельная экономия в выборе средств выразительности потребовала от исполнителя предельной внимательности к деталям нотного текста, особенностью которого является не музыкальная живопись, а графика.
Собственно сатирическое направление вокальной музыки композитора, давшее название всему концерту, было представлено фрагментами знаменитых циклов — двумя романсами на слова из журнала «Крокодил» и парой «Сатир» на стихи Саши Черного. Исповедь автобусного грубияна — «Собственноручное показание» — прозвучала темпераментно и артистично, вызвав живой эмоциональный отклик в зале. Тонкую музыкальную иронию Шостаковича исполнителям лучше удалось передать в «Недоразумении». Эти музыкальные карикатуры до сих пор воспринимаются удивительно современно и злободневно, особенно в сравнении с нарочито оптимистичными заказными опусами.
Завершение программы возвратило атмосферу лирического высказывания: артисты исполнили дуэтом песню «Родина слышит», в которой подчеркнули выразительную мелодичность. Ведущая концерта Инга МАЙОРОВА помогла слушателям осуществить путешествие во времени и почувствовать себя ненадолго современниками композитора. Фрагменты из писем Д. Шостаковича и его интервью дали возможность постичь дух эпохи, преломленный в музыке великого художника.
Текст: Анна ЛАЗАНЧИНА
Фото: Антон СЕНЬКО
«Культура. Свежая газета», июнь, 2018