Жаркие гастроли выдались у свердловской филармонии. Музыканты молодежного состава отправились в Болгарию. И хотя концерты давали только в одной стране, умудрились покорить пол-Европы и не раз сорвать аплодисменты.Путешествие в солнечную страну началось глубокой ночью. От обычных туристов эту компанию молодых людей отличают разве что необычные чемоданы. Вдобавок к своим вещам и концертным нарядам они везут музыкальные инструменты. В самолете для виолончели даже куплены отдельные места. Юлия Конева, музыкант уральского молодежного симфонического оркестра: «У нас очень хрупкие инструменты, у многих дорогие инструменты, и я бы очень переживала, если бы сдала его в багаж».
Полный самолет единомышленников. Практически все пассажиры Airbus — музыканты Свердловской филармонии, молодежный состав. Первая точка гастрольного графика — Варна, третий по величине город в Болгарии. Черное море сразу заманило музыкантов. В первую очередь все пошли не на репетицию, а на пляж. Впрочем, о музыке никто не забыл. Сгоревшие и довольные исполнители пришли на репетицию.
Площадку выбрали под стать оркестру. Фестивальный и Конгрессный центр — символ города Варны. Построен 30 лет назад. Это главная площадка для проведения различных научных конференций, семинаров, политических встреч, театральных постановок и концертов. На музыкальный лад вместе с уральским молодежным оркестром настраиваются и местная телекомпания, и радиостанция. Болгарское телевидение транслирует концерт Чайковского по всей стране.
В соседней импровизированной студии работает продюсер Светлана Димитрова. Национальная радиокомпания передает прямой сигнал по всей Европе. Светлана Димитрова, продюсер болгарского национального радио: «Очень хорошо, что мы слышим Чайковского, такие произведения. Люди очень довольны, они не могут приезжать все, а так вся страна слышит».
Концерт Чайковского для скрипки — одно из самых сложных произведений композитора. Соло исполнила болгарская скрипачка Лия Петрова. Чтобы сыграться со свердловскими музыкантами, у нее было всего 1,5 часа. Лия Петрова, скрипачка-виртуоз: «Получилось так, что мы сыграли один раз, и оркестр, и дирижер, это было удовольствие, профессионализм. Я себя очень хорошо чувствовала, и главное — энергия!»
Следующий город в гастрольном графике — Камчия. Там нет своих оркестров, а значит, придется брать контрабас в аренду у оперного театра Варны. Никон и Владимир, увидев предоставленный инструмент, сразу развеселились: «К контрабасу относятся как к серванту, на котором натянуты струны. Вот яркий пример — такого не должно быть вообще. Саморез вворачивают в редких случаях».
В + 40 он отлично спасает от солнцепека — шутит музыкант (они несут контрабас по улице на голове), и отправляется на новый концерт. Камчия — в паре часов езды. Глеб Жуков играет на тромбоне. В четвертой симфонии Чайковского у него любимая партия. Обычно репетиции длятся по три часа в день, но перед ответственным концертом играть приходится гораздо больше. Девять часов — это не предел. Сегодня на громкие звуки пришли любопытные школьники из Москвы. Тромбон ребята видели только издалека, и поэтому накопилось сотня вопросов.
Глеб Жуков, музыкант молодежного симфонического оркестра: «Мне очень нравится у нас в оркестре ощущать себя частью, вносить свою лепту. Когда играешь в оркестре, ты и аккомпанируешь, и сольно. На концертах я выкладываюсь не только физически, но и эмоционально».
Как бы сложно ни было, музыкантам молодежного оркестра играть приходится в любых условиях. Сегодня публика необычная: дети, которые приехали на отдых в лагерь. Поначалу они шумели, но потом все-же вдохновились творчеством классика.
Кроме бурных аплодисментов, свердловским музыкантам подарили еще один день на море. Они словно дети — играли в песок, футбол и купались, не задумываясь о последствиях. В итоге яркое солнце не пощадило никого. Для Егора, а он играет на четырехкилограммовом бас-кларнете, носить инструмент теперь тяжело. Егор Чащихин, музыкант молодежного оркестра: «Болит все, инструмент тяжело таскать, вес инструмента особенно влияет, когда на лямках».
Свободный день перед ответственным концертом музыканты провели в городе Стара Загора. Здесь нет моря, а значит, можно много гулять. Огромные липы и просто необъятные клёны, а на плодовых деревьях свободно растут инжир и ягоды.
Постояльцам этой гостиницы в Софии теперь не позавидуешь. Буквально за каждой дверью раздаются звуки валторны, виолончели и скрипок. Музыканты Свердловской филармонии репетируют каждую свободную минуту. Лиза — самая юная участница молодежного Уральского симфонического оркестра. Начала профессиональную карьеру, когда ей не было ещё и 18. Все коллеги над ней подтрунивают — мол, Лиза занимается больше всех. Свою старательность юная скрипачка не скрывает, ведь с коллегами ей нужно быть на одном уровне. Елизавета Игнатьева, артистка Уральского молодежного симфонического оркестра: «Ответственно просто сидеть в этом оркестре. Это огромный опыт работы, это энергетика, это разные произведения, и я к каждому стараюсь узнавать».
Ответственность лежит на каждом участнике молодежного оркестра. Это единый организм, как называет их дирижер. Маэстро Энхэ взял под свое крыло молодежку с самого основания коллектива, 10 лет назад. УМСО — единственный в России оркестр-академия, сочетающий образование и концертную практику. Александр Колотурский, директор Свердловской государственной академической филармонии: «Мы не зря возложили на них такую ответственность, они действительно сейчас все покажут, что молодые могут многое».
Главная задача каждого оркестранта — не просто сыграть ноты, а создать музыку, считает дирижер. О профессионализме целого коллектива говорит их готовность подстроиться под одного солиста. И все это несмотря на возраст музыкантов — здесь каждому не больше 30 лет. Маэстро Энхэ поблажек не дает, и требует всегда выкладываться по полной: «Чайковский не писал для молодежного оркестра. Я к ним отношусь, как к своим детям. С молодежным оркестром работать вдвойне сложно, потому что их надо в первую очередь поставить как оркестровых музыкантов».
Со слов самого дирижера, сыграть идеально никогда не получится. Тем не менее, на этот раз Уральскому молодежному симфоническому оркестру это как будто удалось. Пламен Жуков, дирижер камерного ансамбля (Болгария): «Мне очень редко удается посмотреть, чтобы так было. Великолепный оркестр, они хорошо и очень шикарно, дисциплинированные. гениальные. Я в восторге». Методий Цветанов, пианист (Болгария): «Каждый оркестрант — мы могли услышать — был на высоком уровне баланс. Не только динамически, но и интерпретация была на высоком уровне, несмотря на то что это молодой оркестр».
После яркого выступления публика в Софии еще полчаса не отпускала музыкантов, снова и снова вызывая на бис. Впрочем, подобные овации ждут их и в Екатеринбурге. Билеты на концерты юного и энергичного молодежного состава филармонии достать практически невозможно.
Степанова Дарьяwww.obltv.ru