В Екатеринбурге во второй раз прошел знаменитый музыкальный фестиваль
Эйтецу Хайаши способен добиться и тишайшего пиано, и оглушительного форте. Фото со страницы Свердловской филармонии в «ВКонтакте»
На открытии Второго фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге» выступило трио ударников — в прямом и переносном смысле: вместе с красноярским оркестром Siberian Percussion на экзотических инструментах солировали министр культуры Свердловской области Павел Креков, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и создатель фестиваля Рене Мартен. В небо полетели десятки красных воздушных шаров, а зрителей, собравшихся на площади перед ТЮЗом, встречали молодые люди с крыльями за спиной — ангел с шариком стал символом российских «Безумных дней».
Оригинальная версия «Безумных дней» появилась в Нанте (и «живет» здесь уже два десятка лет) и стала столь привлекательной для близких и дальних стран, что распространилась по миру: фестиваль проходит в Бильбао, Варшаве, Токио и Екатеринбурге. Не исключено, что появится и еще один брат или сестра — но это процесс долгих переговоров, говорит Рене Мартен. Слишком много условий выдвигает автор фестиваля — Екатеринбург, хоть и выпадает по одному пункту из образца, все же одобрение Мартена получил: артисты (прежде всего Уральский филармонический оркестр) и команда (руководство филармонии) перевесили отсутствие единой площадки. Как правило, фестиваль проводится в одном концертном комплексе из нескольких залов — тысячи слушателей, хаотично перемещающиеся из зала в зал, действительно попадают в атмосферу безумного праздника. Старинное здание Свердловской филармонии располагает всего двумя залами — Большим и Камерным, способными вместить не более тысячи человек. Для «Безумных дней» это ничтожно мало — но мало и для самой филармонии. Реконструкция здания невозможна — надо строить новое, но это процесс очень непростой, препятствия возникают и в вопросах выбора места, и, разумеется, финансирования. Тем не менее этот проект пусть и долгосрочный, но живой, работа по нему идет, подтвердил журналистам министр культуры области. А пока филармония на свои средства (точнее, 60% своих на 40 государственных) построила вспомогательный комплекс. В двухэтажном здании, соединенном переходом с основным, разместятся комфортные артистические, библиотека, хранилище инструментов, репетиционный зал.
Можно надеяться, что когда-нибудь и екатеринбургские «Безумные дни» обретут один дом, а пока же им открыта вся улица — на широкую, так сказать, ногу. На улице Карла Либкнехта и прилегающих к ней расположилось семь залов — в них за три дня прошли 94 концерта фестиваля, исключая офф-программу на площади около ТЮЗа. Было продано 26 тыс. билетов — против 22 тыс. на 70 концертов по статистике первого фестиваля (см.
«НГ» от 17.09.15). Александр Колотурский считает, что летнее время для фестиваля было выбрано ошибочно — хотели «привязать» фестиваль к международному бизнес-форуму, который в эти же дни проходил в городе. Но академическое искусство у бизнесменов оказалось не в приоритете, эта часть публики отпала — как и детская аудитория, на которую в том числе и рассчитаны «Безумные дни». Тем не менее, по наблюдению обозревателя «НГ», залы были заполнены в среднем на 90%, это отличный показатель, особенно если принять во внимание, что в этом году на фестивале не было безусловных звезд (в первом фестивале, скажем, принимал участие пианист Борис Березовский, горячо любимый екатеринбургской публикой).
«Безумные дни», согласно идеологии Рене Мартена, не столько фестиваль звезд, сколько фестиваль программ, и в составлении афиши, подборе исполнителей и репертуара (напомним, это почти 100 концертов) Мартену нет равных. Тема «Безумных дней»-2016 — «Слушай природу!»: начался фестиваль Пасторальной симфонией Бетховена (выбор очевидный), закончился двумя оркестровыми концертами с необыкновенными солирующими инструментами. С Уральским молодежным оркестром выступала исполнительница на традиционном китайском инструменте эрху (пьеса называлась «Влюбленные бабочки»), а с филармоническим оркестром пели… птицы. Точнее, имитаторы пения птиц. Это, пожалуй, самое настоящее открытие фестиваля, какого ждет любой слушатель — и профессионал, и любитель. Два француза — Джонни Расс и Жан Буко потрясающе имитируют пение птиц! Закроешь глаза — и подумаешь, что находишься в лесу, настолько натурально звучат соловей, дрозд или зяблик. Они стараются деликатно «вписать» щебет (свист, урчание, клекот — в их арсенале десятки приемов) в музыкальную ткань произведения по законам природы (не по музыкальным, где время непрерывно. Птицы, оказывается, разговаривают с паузами, один начинает — другой слушает, «осмысливает» какое-то время, потом отвечает). Артисты имитируют походку или манеры птиц, одна (птица) благодарно кланяется пианистке, другая устраивает «петушиный» бой и оставляет соперника поверженным. Кланяются, разумеется, тоже по-птичьи, размахивая «крылами» вдоль туловища и провоцируя бурные благодарные аплодисменты публики.
Скандирует публика исполнителям на японских барабанах тайко, долго не отпускает французское «Гольдберг-трио» («Фореллен-квинтет» Шуберта прозвучал с участием приглашенных музыкантов), программу баркарол представил пианист Жан-Клод Пеннетье. В паре с морем Дебюсси звучала пьеса Тосио Хосокава «Циркуляция океана», с «Весенней» скрипичной сонатой Бетховена — Первая Брамса, где композитор цитирует собственную «Песню дождя». Такого необыкновенного разнообразия программ камерной музыки в филармонии не бывает, наверное, и за целый сезон.
Тема следующих «Безумных дней» — «Танец», пройдет фестиваль в начале сентября 2017-го, когда детишки вернутся из школ, а бабушки — с дач. Потанцуют!
Екатеринбург-Москва
Марина Гайкович
www.ng.ru