Закончился третий концерт фестиваля «Другое пространство» и надо сказать, что программа становится всё насыщеннее. Выступили «Гуйвартс-трио» из Бельгии, представив бельгийскую музыку (она же фламандская, она же «примкнувшая» к голландской).
Музыка этого маленького, но гордого уголка Европы остаётся самой собой ещё с далёких «надцатых» веков, меняясь лишь внешне, но уж точно не кривляясь и не морща своего лица. Две пьесы Петера Суиннена “Dorce I” и “Dorce IX” продемонстрировали нам стиль выражения очень сдержанный, чуть напряжённый внутренне; каждый звук и каждый ход выверены до мелочей. Впрочем, сложность и точность мыслей композитора и их скрытое течение не слишком затрагивают слушателя – музыка движется, в общем-то, сама по себе, естественно и непринуждённо. Примерно в том же духе – и пьеса “Wasser” пера Аннелис ван Парис – длинная, медитативная, чуть слышно шуршашая вначале, но вскоре перерастающая в хорошо сотканную полифоническую ткань в духе Свелинка: слаженно, красиво, эмоционально, убедительно.
Любопытно, что даже авторы неголландского и нефламандского происхождения показали похожие на описанные выше лица. Если с одним из них – великим классиком ХХ века Антоном Веберном, всё понятно: он, как известно, страдал (хотя скорее наслаждался) изрядным фанатизмом относительно нидерландско-фламандской школы. Его классическое Струнное трио ор. 20 только подтверждает это (параллельно на экране транслировался видеоряд про природу, жизнь Веберна и войну). Но вот Олег Пайбердин изрядно удивил меня «голландскостью» своего сочинения “Organum A-nn-A” (на реальный органум Перотина Великого), тоже сопровождавшегося видеорядом, от отсутствия которого музыка Пайбердина, по всей видимости, ничего бы не потеряла.
Струнное трио Патрика де Клерка в шести частях показалось чуть затянутым, однако местами очень энергичным и эмоциональным, что добавило необходимый градус в выступление «Гуйвартс-трио». Под конец всё опять, как полагается, утонуло в шорохах, музыка исчезла, исчезли и сами «Гуйвартс», а очень жаль – хотелось бы отблагодарить их за чудное выступление. Посему автор данных строк тоже удаляется, хотя и надеется поделиться впечатлениями завтрашнего концертного дня.
Иван Ярошовец