Три концерта для двух клавиров с камерным оркестром совсем недавно прозвучали в Большом зале Ростовской государственной филармонии. Концерт прошел при полном зале, который буквально ликовал от того эстетического удовольствия, которое ему доставили пианисты Александр Яковлев и Саяна Сангидорж. Имя Александра Яковлева, лауреата более 50 престижных исполнительских конкурсов, на донской земле стало уже родным. Саяна Сангидорж же посетила город впервые. Эта блестящая пианистка уже была известна во всем мире своей потрясающей игрой, уникальными интерпретациями музыкальных произведений, а также всемирно охватывающей педагогической деятельностью.
Концерт носил название «Приношение Баху» и был посвящен 330-летию со дня рождения великого композитора. Помимо произведений И. С. Баха прозвучали произведения В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, А. Аренского. Но кульминацией вечера стал фортепианный дуэт Александра Яковлева и Саяны Сангидорж. Фортепианный дуэт по своей природе особенный жанр. В нем должно быть одно на двоих понимание замысла и ощущение темпа, ритма и динамики. Уникальные возможности тембра фортепиано благодаря двум исполнителям и двум инструментам увеличиваются в несколько раз.
Традиция фортепианного дуэта имеет очень глубокие корни, уходящие в эпоху распространения этого прекрасного инструмента. В последнее время очень редко появляется возможность услышать концерт подобного рода, тем более в исполнении пианистов, заслуживших уважение и доверие слушателей всего мира.
Бах, как известно, выступает первосоздателем жанра клавирного концерта. Некоторыми своими концертами он руководил в качестве дирижера. И эта жанровая линия протянулась до наших дней. В нашем концерте эту традицию продолжил Александр Яковлев, выступая одновременно в качестве дирижера и исполнителя первой партии. К сожалению, камерный оркестр не достиг той цели, которую перед ним ставил Бах. Композитор предпочитал в форме concerto grosso отдавать лидирующую роль скрипке и ее мелодическим возможностям. Именно она должна была вести за собой творческую мысль автора. Но вышло так, что общее формообразование было разделено между первой партией рояля и первой виолончелью. Именно эти два инструмента и позволили услышать потрясающее многоголосие, всю гибкость полифонических форм.
Принцип состязания (концертирования) непреложно действующий в данном жанре был потрясающе выдержан обоими солистами (пианистами), что позволяет говорить об их высоком мастерстве. Ведь так легко разрушить необычайно хрупкую музыкальную ткань всего лишь одним неверным нюансом, одним недослушанным звуком как своим, так и партнера. Одинаково слаженно и гармонично чувствовали оба солирующих исполнителя очень красивую клавирную фактуру с внушительными первыми частями, с высоко лиричными adajio и с блестящим разливами энергии финалов.
Метод погружения удался. Очень удачно подобранный фильм, с изображением дорогих сердцу Баха мест: родной Эйзенах, улочки Кётена, панорамы Веймара и Лейпцига — все это в свое время питало творчество композитора, рождало новые произведения, будоражило его фантазию. Никогда не покидавший родную Германию, своим творчеством Бах охватил весь мир. Именно это и было угадано исполнителями, вобравшими в себя этот дух, атмосферу высокого «кайзеровского» стиля, в то же время с классическими и романтическими прообразами будущих эпох.
www.kr-news.ru
Комментарии
Nadezhda Lapich, 31 августа 2015:
Откуда Вам знать , что его питало ?
Он ведь гений !