На сегодняшний день в филармонии 12 концертных роялей, одному из которых 146 лет.
«Как плохо, когда есть из чего выбрать»: звездные пианисты «жалуются» на большой ассортимент уникальных роялей Свердловской филармонии
«Как плохо, когда есть из чего выбрать», — именно так говорят о коллекции роялей Свердловской филармонии всемирно известные пианисты. Некоторые из них по часу ходят от одного инструмента к другому, прежде чем определиться с выбором. И действительно, техническое и внешнее состояние роялей поражает. Все они, даже 146-летний Bösendorfer, выглядят как новые.
Накануне выступления с Уральским филармоническим оркестром пианиста Бориса Березовского JustMedia.ru решил рассказать о парке роялей Свердловской филармонии и его хранителе-настройщике Виталии Боталове.
На сегодняшний день рояльный парк Свердловской филармонии насчитываем 12 концертных инструментов. Два из них всегда стоят на сцене, еще несколько хранятся под ней, в специальном «трюме». Перед концертами рояли на сцену поднимают с помощью механических подъемников.
«Когда 30 лет назад я пришел работать в Cвердловскую филармонию, то на сцене стояли четыре рояля, каждый из которых занимал по 7 квадратных метров. Представляете, сколько это отнимало места при рассадке оркестра, при том, что сцена у нас не очень большая? Я специально изучал вопрос подъемников роялей в Германии, Польше. В итоге в начале 1990-х в нашей филармонии появился свой механический подъемник. Он немного шумит, но, в отличие от гидравлического, от него нет опилок и масла», — рассказывает Виталий Боталов.
У каждого рояля есть специальные ролики, чтобы их было удобней закатывать на подъемный механизм. Защищают ценные инструменты от повреждений специальные чехлы. Помимо этого, Виталий Иванович придумал надевать на ножки роялей специальные накладки, которые в филармонии называют просто «штанами».
В транспортировке инструмента участвуют сразу несколько человек. Причем одеты они не в какую-нибудь робу, а очень даже стильно: черная рубашка и брюки, классические туфли и обязательно белые перчатки.
Steinway & Sons 1984 года
«Это рояль легендарной фирмы Steinway & Sons. Инструмент создан в 1984 году, его клавиши сделаны из слоновой кости, — говорит Виталий Боталов, показывая на черный рояль, который постепенно поднимаемся из „трюма“ на сцену. — Как он к нам попал, уже мало кто помнит, но инструмент обладает исключительным звуком. Лауреаты Международного конкурса имени Чайковского Борис Березовский, Даниил Трифонов, Дмитрий Маслеев говорят, что это чудесный рояль и мы должны его беречь. Этот инструмент мы доверяем далеко не каждому пианисту».
Привести рояль к такому идеальному состоянию было непросто. Инструмент капитально отремонтировали, даже механику пришлось полностью заменить. Однако сохранить фирменный чехол Steinway & Sons не удалось. Приезжавшая на гастроли в филармонию труппа тогда еще Ленинградского кукольного театра вырезала красивое название с чехла и забрала его с собой в Северную столицу. Теперь этот рояль покрывает обычный чехол из дермантина.
По словам Виталия Ивановича, у музыкантов очень высокие требования к концертным роялям, поэтому профилактику инструментов он ведет в ежедневном режиме. Требовательно мастер относится и к самому себе.
«Чтобы быть настройщиком в филармонии, надо иметь высшее музыкальное образование по классу фортепиано, абсолютный слух, уметь правильно настраивать звукоряд, поправить механику, а также говорить по-английски. И вот по последнему пункту я не соответствую. К нам приезжают иностранные гости, в отличие от моего сына Саши (он также работает в Свердловской филармонии, учился в Гамбурге), я могу с ними разговаривать только через переводчика. И это неправильно», — говорит Виталий Иванович.
Рояль Bösendorfer 1870 года
Ни один из инструментов за время работы Виталия Боталова списан не был. По словам мастера, рояли нельзя списывать ни через пять, ни через 150 лет. Их срок службы зависит от уровня обслуживания. Самому молодому роялю филармонии 12 лет.
«Когда я пришел, Steinway, который сейчас стоит в Малом зале филармонии, был списан и приготовлен на продажу. У него не было басовых струн, клавиши все ободраны, молотков не было. Уже настройщик из Кургана за ним приехал, но я не захотел отдавать инструмент. Быстро поставил струны, доукомплектовал и поставил вместе с рабочими на сцену. Так он у нас и остался», — говорит Виталий Иванович.
Рояль Bösendorfer 1870 года В одной из артистических стоит Steinway 1957 года выпуска, а в репетиционной комнате — Bösendorfer 1870 года (№ 7770) еще ручной работы. Несмотря на возраст, выглядит инструмент как новый. Это подтверждают и сами музыканты.
«Bösendorfer в отличном состоянии, хоть сейчас на сцену», — отметил как-то пианист Денис Мацуев.
Стоит отметить, что раньше на фабрике Bösendorfer в год производилось всего 100 роялей. Связано это с тем, что очень ограниченный круг людей мог позволить себе такое удовольствие. Даже Петр Ильич Чайковский не мог купить себе рояль, ему его подарили. Сегодня стоимость нового рояля Steinway составляет около 15 млн рублей.
«Когда я приезжаю в Свердловскую филармонию, то знаю, что здесь все отрегулировано и настроено. Что вы мне дадите, на том и буду играть», — говорит мне пианист Борис Березовский. Мы подбираем ему инструмент в зависимости от репертуара. Например, для Прокофьева нужен яркий звук. Для Рахманинова, Моцарта и Бетховена — совершенно другой», — рассказывает Виталий Баталов.
По словам мастера-настройщика Свердловской филармонии, еще 30 лет назад пианисты отказывались выступать, поскольку не на чем было играть. Инструменты стояли в нерабочем состоянии. Все изменилось с приходом на пост директора филармонии Александра Колотурского. Именно ему удалось создать все условия для сохранения и поддержания роялей в идеальном состоянии. Теперь у некоторых пианистов даже глаза разбегаются при выборе инструментов.
«Поставили перед Сергеем Доренским три рояля. Он ходил от одного к другому минут 40, а потом, тяжело вздохнув, заметил: «Как плохо, когда есть из чего выбрать», — улыбаясь, говорит Виталий Боталов.
Виталий Боталов со своим учеником Денисом Щанниковым (настройщик Уральской консерватории им. Мусоргского)
Чтобы сохранять всю эту красоту, в филармонии была построена целая мастерская. Она единственная не только в Свердловской области, но и на всем Урале. За границей таких объектов тоже не так много.
В мастерской есть все необходимое, даже струны Виталий Боталов делает сам. Причем на станке, аналогов которому в мире нет, мастер сам его изобрел. Сделать на нем можно как тонкие — до 4 мм — струны для клавесина, так и толстые, для рояля, диаметром до 8 мм.
Авторский станок Виталия Боталова для изготовления струн
Многое для мастерской было куплено очень давно. Так, медь приобрели, когда доллар стоил всего 2 рубля. Запасная механика для роялей куплена 15 лет назад. Средства на эти детали выделял Эдуард Россель, бывший губернатором области долгие годы.
«Внимательно надо следить за температурой и влажностью в помещении. Оптимальным считается, когда температура воздуха равна + 26 градусов, влажность — 27%. Дерево набирает влагу, особенно в осенний период, когда нет отопления. И рояль, бывает, повышает строй на целый тон, рвутся струны», — отмечает Виталий Иванович.
В данный момент мастер занимается реставрацией копии рояля Steinway, которая была изготовлена в Москве (
рама для него была отлита на Урале). После ремонта рояль отправится в Ирбит. Всего же на счету настройщика десятки отреставрированных и сотни настроенных инструментов.
Так, свой домашний рояль Steinway 1911 года он практически собрал с нуля, потому как инструмент был в ужасающем состоянии. Рояль тогда пытались продать на запчасти.
Сохранение и уход за музыкальными инструментами для Виталия Боталова — это не просто работа, а смысл жизни. Но, чтобы стать профессионалом, по словам настройщика, надо не только учиться, но и любить искусство.
«Я — воспитанник детдома. В 1956 году я впервые увидел рояль. Мне тогда было 11 лет. Инструмент был ужасно расстроенный, но, как только я услышал фортепианную музыку в исполнении таких же, как я, детдомовцев, загорелся и захотел во что бы то ни стало научиться играть. Я даже сам сделал ключ и настраивал. Плохо, конечно, настраивал, но по-другому тогда не умел. Когда я пришел в Свердловскую филармонию, мне был 41 год. И я искренне считал, что я что-то умею, но ошибался. Филармония — это высший пилотаж, поэтому я ездил учиться в Москву, за рубеж. Но многое зависит от тебя. Сегодня многие люди постигают азы профессии только ради хорошего заработка в будущем. Я таких учить не берусь», — признается Виталий Боталов.
Слева направо: машинист сцены Дмитрий Юрченко, настройщик-ремонтировщик Виталий Боталов, зав.постановочной частью Рашит Сафаров, машинист сцены Юрий Александров
Все билеты на концерт Бориса Березовского проданы. Все, кто не успел прибрести билеты, может
посмотреть прямую трансляцию концерта. Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев
justmedia.ru