Как Владимир Путин пытался рассудить Минкульт и Минобр

Добавлено 18 ноября 2017 волонтер

Московская консерватория, Денис Мацуев (фортепиано), Нижегородская консерватория, МФЦ Консерватория, Санкт-Петербургская консерватория, Уральская консерватория, Средняя специальная музыкальная школа при Казанской консерватории

17 ноября президент России Владимир Путин в Мариинском театре в Санкт-Петербурге встретился с деятелями культуры, вернул творческие вузы их, как теперь выясняется, законному владельцу, то есть Министерству культуры. Впрочем, визит в Мариинку запомнится далеко не только этим. С подробностями — из Санкт-Петербурга специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников.

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

В новом здании Мариинского театра репетировал оркестр. Через два часа Владимир Путин должен был встретиться здесь с деятелями культуры на открытии Культурного форума. Оркестр играл, впрочем, мне казалось, так вдохновенно и безукоризненно, что любая репетиция, по-моему, шла им только во вред: убивала, хотите вы или нет, вдохновение, которого эти люди пока еще точно не были лишены.

А в это время Владимир Путин тут же, в Мариинке-2, проводил совещание по «выявлению поддержки и профессиональной подготовки талантливой молодежи в сфере искусства». И пианист Денис Мацуев уже рассказывал, что никогда москвичи и питерцы не побеждали в конкурсе Чайковского, ах да, был один, в 1966 году, а так-то и он сам, и остальные издалека приехали (то есть были выявлены уже тогда, значит, система существовала все-таки)… И Денис Мацуев признавался:

— Никогда не забуду жест моей бабушки, которая продала свою квартиру в Иркутске за $ 15 тыс., и я на эти деньги приехал из Иркутска и существовал в Москве, и родители мои тоже все бросили и приехали ради меня…

Смысл, наверное, должен был состоять в том, что бабушки для хорошего образования внуков не должны продавать квартиры: в конце концов, не у каждой бабушки такая квартира есть. А вернее, была.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, настойчиво предлагал вывести театральные вузы из-под Министерства образования и науки и переподчинить их Министерству культуры. Под Министерством образования и науки они оказались в 2012 году, и тогда все радовались еще сильнее, чем теперь расстраивались.

Казалось, тема возникла — и благополучно умрет, погребенная под грудой других проблем: Николай Цискаридзе, рассказывая о том, как он работает ректором Академии русского балета, горевал из-за того, что он как педагог заполняет бумаг гораздо больше, чем врач, которому, как правило, единственное, что мешает, — пациенты.

— И у меня только ведь один класс!..— вздыхал Николай Цискаридзе и все понимал: да, есть люди, которым сейчас гораздо тяжелее, чем всем остальным, да еще вместе взятым.

Позже Владимир Путин предложил Николаю Цискаридзе все-таки сделать филиал Академии русского балета во Владивостоке: об этом договаривались несколько лет назад. Николай Цискаридзе объяснил, что филиал работает уже два года, хотя нет никакого даже помещения, а сам он стоит на улице с табличкой «Академия русского балета».

— Я сейчас заплачу…— оживился Владимир Путин.

Николай Цискаридзе обещал привезти Владимира Путина туда, где он стоит с табличкой, чтобы Владимир Путин и правда заплакал — и нет, видимо, причин, чтобы не произошло и то и другое.

Николай Цискаридзе вдруг вспомнил, как он звонил по одному вопросу одному человеку:

— Ну министром спорта был… Да как же…— нервничал Николай Цискаридзе.— А, Мутко!

— Как же все это скоротечно…— задумчиво качал головой Владимир Путин.— Вот уже и забыли человека…

Да, для этого стоит только стать вице-премьером…

— Когда придумали в 2012 году передать творческие вузы из Минкульта в Минобрнауки, никто же не думал, — воскликнул вдруг Николай Цискаридзе, — что балерину станут учить так же, как юриста или врача! Это невозможно! Скоро некого будет конкурсировать!

Так оказалось, что тема не только существует, но и набирает силу в устах участников совещания.

И вот уже Сергей Безруков, выбрав для выступления голос Саши Белого из «Бригады», рассказывал, что главное для того, чтобы выявить талант — это, как в случае с ним, Сергеем Безруковым, — отдать ребенка «в классическую музыку…» и помнить о том, что для ребенка прежде всего — впечатление.

— Поэтому, — разъяснил Сергей Безруков, — я лично не гнушаюсь играть в детском театре Джона Сильвера…

Он понимает, что оставит после себя в душе ребенка впечатление, которое может перепахать маленького… А Сергей Безруков — что? Любит, черт, играть бандитов… Ничего не может с собой поделать…

Один из участников совещания пригласил Владимира Путина в сентябре 2019 года на празднование столетия своего вуза, «несмотря на плотный график».

— У нас в марте выборы, — всплеснул руками Владимир Путин, — а вы говорите о плотном графике!

Все-таки он об этом помнит. Думает и помнит.

И снова ректоры творческих вузов просили его, чтобы он содействовал обмену Ольги Васильевой на Владимира Мединского. И музыкальные школы, которые сейчас финансируются из муниципальных бюджетов, его просили вернуть регионам.

— Ну да, — соглашался Владимир Путин, — вряд ли проблема музыкальных школ интересна муниципалитетам…

Почему они должны быть интересны региональным властям, оставалось не очень понятным.

Владимир Мединский между тем активно поддержал тему возвращения творческих вузов в лоно Минкульта.

— У нас одни расчеты, сколько нужно тратить на студента, на преподавателя, а у них (у Минобрнауки.— А. К.) — другие, — доложил Владимир Мединский.

Он признался, что только что говорил об этом с Ольгой Васильевой и та сказала ему: «Ваша возня с этим — только головная боль для нас…»

Ответ президента, кажется, полностью удовлетворил Владимира Мединского.

— Я вспоминаю императора Александра, — засмеялся господин Путин.— Он же говорил: «При мне все будет как при бабушке!»

У Владимира Путина не было бабушки во главе государства, но ясно, что он имел в виду: ему теперь предлагали сделать все, как было раньше, при нем же, и было отменено потом при Дмитрии Медведеве. То есть бабушкой для Владимира Путина является сам Владимир Путин (а скоро он станет и прабабушкой).

— Да мы ведь именно это и хотели вам сказать! — расцвел Николай Цискаридзе.— Как раз эта фраза и мелькала в наших обсуждениях!

Семен Михайловский, и. о. ректора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры, рассказывал президенту, что он выявляет талантливых молодых людей не только в России, но даже и в Америке: молодые люди из США тоже учатся в институте.

— Но вы их правильному учите? — озабоченно поинтересовался Владимир Путин.

— Ну да…— смешался Семен Михайловский.— Естественным путем… Конечно! У нас в Петербурге с этим всегда нормально было!

— Вы их нормальному учите! — на всякий случай еще раз наказал Владимир Путин.— Чтобы они все поняли!..

Семен Михайловский взволнованно кивнул.

Президент попросил прокомментировать идею возвращения творческих вузов в Минкульт вице-премьера Ольгу Голодец.

— Мне кажется, у коллег ожидания и предложения немного разошлись, — издалека начала она.— Мы должны быть избавлены от бюрократии и перекошенных тарифов… Надо решать вопросы с нормативами: потому что все равно придут люди из Рособрнадзора и проверят нормативы! И все! Надо решить развилку по нормативам!

— А насчет возвращения-то как? — добивался господин Путин.

— Ну, наверное, в культуре им будет лучше и понятней, — наконец отозвалась Ольга Голодец.

И вряд ли это было то, что беспокоило ее в первую очередь.

— Вот! — воскликнул Владимир Путин.— Я специально попросил ее, чтобы вы поняли, как мне тяжело работать! То есть сначала это, а потом посмотрим!.. На самом деле все эти нормативы можно сломать после того, как система творческих вузов будет возвращена в Министерство культуры…

Участники совещания были довольны так, словно и в самом деле за полтора часа выстроили систему выявления и поощрения талантливой молодежи.

Сам Владимир Путин заявил, что со следующего года в системе президентских грантов появится еще один миллиард рублей: «на поощрение талантливой молодежи» (см. материал на этой странице).

А до этого кого поощряли?

Через полчаса президент встретился с несколькими участниками Культурного форума, открытие которого в Мариинке-2 должно было состояться через несколько минут. И сначала он сказал им вдруг, и уже сейчас стало ясно, что Владимир Путин намерен отчего-то поговорить начистоту:

— Я, знаете, о чем подумал: между деятелями искусства и политиками существует скрытый симбиоз, потому что вы мосты строите, а мы, политики, сжигаем. Вы опять строите, мы опять сжигаем! Все при деле, все занимаются!

И тут случилось то, что, может, и не должно было случиться. И даже наверняка. Министр культуры Владимир Мединский рассказывал президенту в присутствии участников форума, как «китайские инвесторы в рамках форума подписали соглашение о строительстве совместно с Московским цирком самого большого цирка в мире! То есть мы даем творческое наполнение, за деньги, а они полностью строят цирк в виде Кремля! С кремлевской стеной!..»

И он даже показал, какая она, кремлевская стена… Такой интересный проект получился!

— Кремль в цирк превратили…— пробормотал Владимир Путин.

На этом проект смело можно было считать закрытым.

Андрей Колесников, Санкт-Петербург

Источник: www.kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору