Кассовый успех Чайковского

Добавлено 02 февраля 2018 волонтер

Юрий Фаворин (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Московская академическая филармония, Дмитрий Маслеев (фортепиано), Николай Луганский (фортепиано), Юлия Лежнева (сопрано), Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Артём Варгафтик, Борис Березовский (фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер)

В кассах Московской филармонии в первые дни февраля ажиотаж: начинается продажа абонементов на следующий сезон. В афише на выбор 248 абонементных программ: более 700 концертов в девяти концертных залах.

О том, какие события ожидают публику в следующем сезоне, о тенденциях в филармонической жизни столицы и российских городов, рассказал генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.

В этом году 1 февраля стартовала продажа абонементов не только в Москве, но и в других филармониях России. В чем необходимость такой координации и такого раннего старта?

Алексей Шалашов: У нас уже был подобный опыт в прошлом году, но не все российские филармонии оказались тогда готовы. На этот раз в акции участвуют 18 российских филармоний — от Новосибирска и Кузбасса до Крыма, а это значит, что в России создается единое концертное пространство. Наш опыт показал, что ранний выход абонементов серьезно влияет на их продажу и на расширение аудитории. Московская же филармония давно так действует еще и потому, что серьезно интегрирована в мировой концертный процесс и должна формировать абонементы параллельно с европейскими залами. В противном случае нам придется пользоваться «остатками» времени у ведущих музыкантов мира. Однако самое главное заключается в том, что в последние годы увеличивается спрос на абонементы, а не на отдельные концерты. Это означает, что в стране вновь формируется постоянная филармоническая аудитория. 250 тысяч абонементов, запущенных в продажу, — это очень большая цифра.

А в кассы Московской филармонии все еще выстраиваются многочасовые очереди или ситуация изменилась?

Алексей Шалашов: Сейчас все больше людей покупают абонементы через Интернет, и таких очередей, как 5 лет назад, уже нет. Кассы работают до 22 часов, практически до последнего посетителя. Безусловно, заказывать билеты онлайн удобнее, но бывает, что в первые часы продажи происходит до ста тысяч (!) запросов одновременно. В любом случае, абонементы покупать выгоднее: даже на самые звездные концерты билет в абонементе может стоить 300 рублей, а разовый — в несколько раз дороже.

Филармонический абонемент № 1 — дневные субботние концерты с трансляцией из Концертного зала Чайковского в регионы. Как развивается этот проект?

Алексей Шалашов доволен: уже в первые часы продаж слушатели Московской филармонии раскупили 30 000 абонементов. Фото: Виктор Васенин

Алексей Шалашов: Это очень успешный проект. Наши концерты в режиме онлайн смотрят во всех российских регионах, включая Дальний Восток. Многие филармонии развивают сети виртуальных залов, и регионы вкладывают в это значительные средства. Решаются сразу несколько задач — приобщение людей к классической музыке, популяризация собственных филармоний и исполнителей. Люди из глубинки потом приезжают в региональные центры, чтобы послушать живые концерты. Сегодня в стране действуют уже более 300 виртуальных залов. На нашем сайте выложен каталог видеозаписей Всероссийского виртуального зала. Мы составляли его последние 6 лет. По каталогу выбирается концерт, расклеиваются афиши, и люди приходят на этот концерт, причем совершенно бесплатно. В маленьких городах это могут быть залы библиотек, где собирается 20−30 человек, а в Севастополе, например, зал на 500−600 человек. По сути, в стране случилась настоящая культурная революция в области доступа к классической музыке.

Глядя на абонементную афишу, создается впечатление, что сегодня треть работы филармонии — образовательно-просветительская: 60 детских абонементов — Сказки с оркестром, спектакли, концерты, филармонические «классы». Такого не было даже в советские времена?

Алексей Шалашов: Детские концерты — это старая традиция филармонии. И многие наши слушатели вспоминают, как приходили когда-то на концерты с Жанной Дозорцевой, Светланой Виноградовой. У нас программы ведут Артем Варгафтик, Павел Любимцев и многие другие. А Сказки с оркестром читают замечательные артисты. Мы прекрасно понимаем, что восприятие детей сейчас иное, чем 30−50 лет назад, поэтому постоянно ищем новые формы, жанры таких программ. В Филармонии-2 на юго-западе у нас появился специальный зал, куда родители могут приводить детей уже от года до трех лет.

Афиши двух филармоний почти не отличаются. Но что, выбирая, публика может найти для себя нового в Филармонии-2?

Алексей Шалашов: Там выступают те же исполнители, что и в Концертном зале Чайковского. Но для тех, кто там живет, это хорошая возможность не ехать в центр, не тратить силы и время на дорогу. В афише Филармонии-2 — Михаил Плетнев, Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, оркестры под управлением Юрия Башмета, Владимира Спивакова, многие другие известные коллективы и солисты. У нас появился там и новый абонемент — «Органные вечера. Бах» — весной мы откроем орган в зале Рахманинова.

Репертуарный тренд Московской филармонии — музыка барокко, настолько востребованная, что в следующем году вы запускаете уже несколько таких абонементов?

Алексей Шалашов: Это действительно так, и я сам люблю барочную музыку. Сошлюсь на Уильяма Кристи, специалиста по барокко, руководителя французского ансамбля Les Arts Florissants, выступавшего у нас: он говорит, что на самом деле пласт музыки барокко не меньше, а во много раз больше, чем пласт симфонической, оперной музыки, которую мы обычно слушаем. Но в области искусства нет прогресса: античное искусство, искусство Возрождения — не ниже, чем искусство XVIII, XIX, XX века, и старая музыка также художественно значима. Мы запустили три барочных абонемента. Марк Минковски привезет свой знаменитый коллектив «Музыканты Лувра», Юлия Лежнева и контратенор Макс Эмануэль Ценчич будут петь в опере «Германик в Германии» Николы Порпоры, не звучавшей у нас никогда.

В Филармонии-2 появился зал, куда можно приводить детей от года до трех лет

Если же говорить о чем-то новом в нашей афише, то впервые мы решились представить цикл всех бетховенских сонат в исполнении Рудольфа Бухбиндера. Он исполнит в течение двух сезонов в зале Чайковского все 32 сонаты Бетховена. То, что мы решились на такой проект в полуторатысячном Концертном зале имени Чайковского, это знак развития московской аудитории. В этом году будет больше абонементов пианистов — в том числе таких мировых звезд, как Пьер-Лоран Эмар, Марк-Андре Амлен, Лейф Ове Андснес. Запланированы сольные выступления Михаила Плетнева. Его недавние концерты в Филармонии-2 напомнили нам всем, что такое Плетнев и где он стоит среди пианистов.

Кроме звезд, в абонементах есть молодые музыканты, известные по Конкурсу Чайковского: сольные концерты Даниила Трифонова, Люки Дебарга, Дмитрия Маслеева, Александра Рамма, Юрия Фаворина и других. По сути, их продвижение — спецпроект филармонии?

Алексей Шалашов: Это отдельная и очень большая тема. Молодежь выступает у нас уже не только в циклах — «Молодые таланты», «Звезды XXI века», но и в именных абонементах симфонических оркестров. Мы активно продвигаем их и считаем это очень важной задачей, потому что по-прежнему существует острая проблема оттока молодых музыкантов из страны. Ситуацию с солистами нам удалось переломить только потому, что мы дали им возможность участвовать в концертной жизни — и не только Москвы, но и всей России. Что касается абонементов, то сегодня у нас представлены практически все музыкальные силы Москвы — более 40 оркестров и различных коллективов, 600 — 700 солистов, широчайший репертуарный спектр — от барокко до современной музыки. Концерты наши доступны в трансляции во всем мире, и мы получаем статистику о просмотрах. Факт, но Москва сегодня признана одним из мировых музыкальных центров — и это наша общая со слушателями заслуга.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору