«Каторжный труд и никаких гарантий»: Денис Мацуев – о профессии музыканта

Добавлено 13 марта 2017 muzkarta

Александр Сладковский (дирижер), Валерий Гергиев (дирижер), Музыкальный фестиваль «Crescendo», Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Денис Мацуев (фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер), Зимний театр в Сочи

Десятый зимний фестиваль искусств, учрежденный Юрием Башметом в Сочи, стал одним из самых заметных российских культурных событий начала года. Насыщенную программу, соединившую концертные вечера и образовательные аудитории, мировые премьеры и неожиданные опыты молодых авторов, венчало выступление ведущих музыкантов — вместе с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром на сцену сочинского Зимнего театра вышел Денис Мацуев. Об опыте совместной работы с молодыми музыкантами, а также о собственных фестивалях и конкурсах для юных дарований Мацуев рассказал журналисту m24.ru Юлии Чечиковой.

Фото: Алексей Молчановский

— Денис Леонидович, чем запомнился вам юбилейный X зимний фестиваль искусств в Сочи?

— Очень показательным был концерт с Всероссийским юношеским оркестром. Это прекрасное начинание Юрия Башмета, и на нем не нужно останавливаться. Такие важные проекты нуждаются в расширении и поддержке. Браво Юрию Абрамовичу за инициативу! Отрадно, что наши мэтры находят время и возможность заниматься подобными вещами, не просто продолжают свое гениальное творчество, а заботятся о том, чтобы подрастало новое поколение. Такой опыт, как создание юношеского оркестра, необходимо распространять по всей стране. Это же пока первая ласточка.

С Валерием Гергиевым мне как-то довелось принять участие в концерте с Национальным молодежным оркестром США. Это проект Карнеги-холла и его исполнительного и артистического директора Клайва Гиллинсона. Они набирают в оркестр музыкантов от 16 до 18 лет, граждан США со всех штатов, которые не учатся очно в консерватории или по программе, предполагающей специализацию в инструментальном исполнении музыки. Ребятам предоставляют возможность репетировать вместе, а затем поехать на гастроли по всему миру. Первые такие поездки прошли совместно со скрипачом Джошуа Беллом: они выступали в Вашингтоне, Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне.

Когда мы играли с этим коллективом Третий концерт Рахманинова в Консертгебау, я не мог скрыть потрясения — насколько высок их профессионализм, как сбалансировано звучание групп. Здорово, что Юрий Башмет сделал похожий проект.

Всероссийский юношеский симфонический оркестр был впервые собран Юрием Башметом в 2012 году. В состав вошли 90 музыкантов в возрасте от 9 до 22 года из 35 городов. Отборочные туры проходили в течение семи месяцев во всех Федеральных округах России. Башмет лично принимал участие в региональных смотрах. Конкурс подобного масштаба не имеет аналогов в отечественной истории.

Юбилейный зимний фестиваль искусств Юрия Башмета собрал лучшее, что проходило в Сочи за 10 лет фестиваля. Кроме того, в программе были заявлены мировые премьеры. Музыкальные и театральные вечера сменялись концертами этнической, джазовой и рок-музыки. Ключевым событием закрытия стала мировая премьера сразу двух концертов для альта молодых композиторов Кузьмы Бодрова (Россия) и Атушко Гондая (Япония). Оба произведения были написаны специально по заказу фестиваля и посвящены Юрию Башмету.

— Март вы отдаете под серию собственных фестивалей в российской провинции. С какими мыслями направляетесь туда?

— Действительно, я буду выступать в Перми, Челябинске, Сатке, Магнитогорске, Ижевске, Воронеже, Ульяновске, Оренбурге. Я являюсь приверженцем той точки зрения, что главные акценты нужно смещать в регионы, так как местная публика готова к восприятию любых музыкальных стилей, направлений, а не только к Первому концерту Чайковского. В глубинке на сложную музыку реагируют понимающе. Среди регионов России уже есть реальные претенденты на почетное место на мировой музыкальной карте. Казань преобразилась в совершенно феноменальный в музыкальном отношении город, где благодаря усилиям и таланту Александра Сладковского возник высококлассный оркестр. Недавно мы вместе съездили в большое европейское турне, включавшее выступление на сцене Мюзикферайна в Вене и других знаменитых концертных площадках. Я без преувеличения назвал бы эти гастроли абсолютным прорывом. Так что западным менеджерам и промоутерам пора кардинальным образом менять стратегию в отношении российских регионов.

Фото: Алексей Молчановский
— В прошлом месяце пресса активно писала, что полученную государственную премию вы решили вложить в фестиваль «Звезды на Байкале 2017». Неужели такой успешный проект требует дополнительных финансовых источников?

— Любой фестиваль требует солидных экономических вливаний. При организации Иркутского фестиваля треть средств уходит только на оплату дороги. Представьте, авиабилеты из Москвы в Иркутск по стоимости дороже, чем из Москвы в Штаты. На этот год у нас сверстана огромная программа. Приедут Юрий Темирканов, Александр Сладковский и многие другие. Денег всегда не хватает, и без помощи спонсоров, губернаторов, Министерства культуры не обойтись. Уровень развития культуры того или иного края во многом зависит от готовности чиновников не просто отрабатывать бюджет, а быть открытыми к преобразованиям. Программу фестиваля «Звезда на Байкале» наизусть знают все в Иркутске — от предпринимателей до таксистов. Представители местного малого бизнеса сами приходят с предложениями поддержки, так как прекрасно понимают важность этого фестиваля и гордятся причастностью к нему.

Фестиваль в Иркутске был первым моим опытом в этой сфере. Изначально я делал его для публики, знакомой с самого детства, и это огромное счастье, что фестиваль продолжает так полнокровно жить. В Иркутске есть замечательный Губернаторский оркестр, с которым я играл свои первые концерты. Мы до сих пор сотрудничаем, и они регулярно принимают участие в фестивале наравне с приглашенными звездными оркестрами со всего мира.

На фестиваль каждый год приезжают меломаны из Японии, Кореи, Германии. Фан-клуб из немецкого города Гютерсло заранее заказывает билеты на концерты. В день начала продаж билетов с трех утра стоят очереди. Я преклоняюсь перед российской публикой в целом и иркутской в частности в знак восхищения ее самоотверженностью и страстью к классической музыке.

— Не возникало у вас желания объединить несколько проектов в один масштабный фестиваль, аналогичный «Пасхальному фестивалю» Валерия Гергиева?

— Идея формального объединения проектов в один мне близка, в принципе, я уже воплощаю ее. Например, за счет заявления единого формата для нескольких региональных фестивалей — «Денис Мацуев представляет…», «Денис Мацуев и друзья…». Все мои фестивали и проекты, начиная со «Звезд на Байкале», Crescendo и заканчивая «Новыми именами» или фестивалем во французском городе Анси, так или иначе связаны, перетекают один в другой и взаимно друг друга обогащают.

Я всегда отталкиваюсь от конкретной схемы, идеи фестиваля, а потом смотрю, чего не хватает для ее воплощения. Мне, к примеру, очень важно иметь возможность знакомить публику в регионах с известными российскими и зарубежными оркестрами. Хотя иногда это совсем не просто организовать и с точки зрения логистики, и с точки зрения финансовой составляющей. Чтобы на разовое выступление приехали коллективы Гергиева, Темирканова, Зубина Меты нужны огромные средства. Стоимость чартера для Оркестра Израильской филармонии была заоблачная — они ехали по приглашению из Израиля исключительно на мой фестиваль, без остановок в Москве и Санкт-Петербурге. И это стало для культурной жизни Иркутска без преувеличения эпохальным событием. Когда мы говорим о знаменитых российских оркестрах, нам помогает Министерство культуры РФ, которое разработало специальную программу финансирования гастролей наших оркестров по стране. Это серьезное подспорье для российских региональных фестивалей. Когда мы в эту программу попадаем, к нам приезжает Госоркестр Светланова или Российский национальный оркестр и другие наши знаменитые оркестры.

— Можно ли заимствовать опыт «Пасхального фестиваля» в плане логистики и организации в целом?

— «Пасхальный фестиваль» Валерия Абисаловича (Гергиева, — прим. m24.ru) — это результат громадного круглосуточного труда большой команды, которая понимает, что гастроли по регионам России — это очень важная гуманитарная, социальная, образовательная задача. Для многих местных молодых музыкантов и оркестров фестиваль становится решающим импульсом к развитию. Речи о зарабатывании денег или окупаемости здесь не идет. Поэтому если у региона нет финансовой возможности оплатить и принять симфонический оркестр, то Мариинский театр вкладывает в гастроли собственные средства. Валерий Гергиев — уникальный человек, в котором гениальный музыкант уживается с гениальным организатором. Для меня, к примеру, было феноменальным опытом сыграть с ним три программы в трех разных городах в один день.

Фото: Алексей Молчановский
— В конце апреля в столице Казахстана пройдет ваш очередной конкурс юных пианистов Astana Piano Passion. Изменилось ли отношение к русским конкурсам после XV Конкурса имени Чайковского и Grand Piano Competition?

— Конкурс Чайковского стоит особняком с тех пор, как Валерий Гергиев взял его под свой патронаж. Маэстро удалось вернуть репутацию и обеспечить многомиллионные просмотры всех отборочных туров. Отдельно хочу подчеркнуть, что теперь не только лауреатам, но даже тем, кто не прошел в финал, гарантированы уникальные призы: они получают возможность выступить с Валерием Гергиевым, с другими знаменитыми оркестрами и дирижерами, им предлагают гастроли в самых знаменитых залах и контракты с звукозаписывающими компаниями. Думаю, что такие возможности не всегда есть у даже самых крупных международных конкурсов.

На Grand Piano Competition я постарался максимально уйти от стандартного формата, разрешив участникам сыграть и сольный тур, и финал с оркестром. Такого нет нигде в мире. В результате мы наградили пять лауреатов и десять дипломантов, вручили гран-при. Всех этих юных виртуозов увидела мировая аудитория канала Medici.tv. Участники, прошедшие заочный тур, приехали в Москву, и каждый из них уже был объявлен победителем. На этом этапе мы просто убрали соревновательное сито. Госоркестр Светланова под управлением Сладковского аккомпанировал этим юным искоркам так, словно это лучшие солисты мира. В финале никто не мог поверить, что эти уникальные ребята впервые выходят на сцену Большого зала Консерватории и играют взрослый репертуар — концерты Прокофьева, Чайковского, Шумана, Шопена, Бетховена. О первых лауреатах мы говорим как о больших личностях. И это ни в коем случае не цирковой номер, не «выдрессированные» дети с хорошей техникой, а абсолютно зрелые люди — и по чувствую юмора, и по реакции, и по жизненному рационализму.

— Готовы ли они в столь хрупком возрасте к таким психологическим перегрузкам?

— У меня есть внутреннее предчувствие, что они не собьются, преодолеют все испытания, в том числе и родительское давление. У каждого музыканта в жизни взлет случается в разное время. Кто-то достигает этого пика в 80 лет, как Горовиц и Рубинштейн, кто-то, как Оскар Питерсон — в 50. Мне хочется, чтобы для этих детей выступление на Grand Piano стало только очередной ступенью к мастерству, но не его пиком.

— Если возникает критическая ситуация в отношениях между знакомым вам конкурсантом и его родителями, готовы ли вы вступить с ними в диалог?

— Конечно. Но мы обычно не доводим до критических ситуаций, а внимательно наблюдаем за тем, как каждый из них растет и развивается профессионально. У нас настроен очень конструктивный диалог и с родителями и с педагогами. Разговариваем, убеждаем, советуем, помогаем. Я со всеми разговариваю откровенно. Мне кажется, что в нашей сфере честность очень важна. В том числе честность с самим собой. Встречаются родители, которые заставляют детей заниматься по 10 часов в день, не осознавая, что из их чада не вырастить большого музыканта. Страдает и ребенок, и родители. Приходится объяснять им эти вещи. Это очень тяжело, но правильно. Классическая музыка — не шоу-бизнес. В нашем цеху невозможно «фабричным» методом сделать звезду. Это кровавая профессия, каторжный труд и никто не дает никаких гарантий на то, что все усилия окупятся. Так что честность и открытый диалог здесь — лучшая политика.

— Но мы знаем о том, что Китайская Народная Республика поставила процесс воспитания детей-музыкантов на поток, и что сопоставимо со спортивными достижениями, как, скажем, спортивная гимнастика или фигурное катание.

— Здесь речь об идеологической установке в государственной политике. И на выполнение этой поставленной задачи работает вся махина китайского государства. Поскольку своей самобытной пианистической школы с многолетними традициями у Китая не было, они обратились к наиболее успешной на их взгляд модели — советской/российской системе музыкального образования, скопировали ее у себя и достаточно легко перекупили наших отечественных педагогов, заработные платы которых в родной стране были неконкурентоспособными. И вот теперь в Китае фактически на пустом месте выросла целая плеяда сильных музыкантов. Более того, Ланг Ланг или Юджа Ванг — национальные герои, замечательные, талантливые пианисты, добившиеся мирового признания. Но смысл китайского опыта в любом случае не в том, чтобы воспитать армию виртуозных пианистов потоковым методом. Здесь решаются другие задачи.

Или возьмем другой пример — Венесуэлу. Популяризация классической музыки помогает решить вполне себе утилитарную задачу — социализировать беспризорников. Из них формируют юношеские симфонические оркестры. Тот же Симфонический оркестр имени Симона Боливара дирижера Густаво Дудамеля возник по такому принципу.

Фото: Алексей Молчановский
— Насколько престижно с позиции иностранных исполнителей выступление в главных российских залах?

— Менеджерская и гастрольная российская карта отделена от всеобщей мировой практики турне. Многие зарубежные коллективы до сих пор относятся к России как к баснословно богатой арабской стране (я имею в виду их запросы по гонорарам). Есть музыканты, которые все еще полагают, что едут выступать в северный аналог Саудовской Аравии. Этот имидж надежно отпечатался в мозгу рядового европейца на долгие годы. И он влияет на восприятие страны и ее возможностей. Получается тупиковая ситуация: есть образованные молодые активные слушатели, которые хотят быть причастными к мировому культурному пространству и готовы ходить на концерты зарубежных исполнителей классической музыки, но этому мешает неадекватное представление исполнителей о финансовых условиях. В итоге проигрывают все. Тем не менее, есть и приятные исключения из правила. В частности, наша гастрольная история с удивительным, на мой взгляд, коллективом — Камерным оркестром «Вена-Берлин».

Мы открыли турне в венском Мюзикферайне, а потом европейский тур был распространен и на Россию. Выступления проходили не только в Москве и в Петербурге, но и в Екатеринбурге, Казани и Астане. Камерный оркестр «Вена-Берлин» — уникальный коллектив. Он состоит из 20-ти музыкантов (по 10 человек из, наверное, самых выдающихся оркестров мира — Берлинского и Венского филармонических), это исключительно струнный коллектив, и уровень его таков, что каждый музыкант с легкостью может сыграть сольный концерт в самом знаменитом концертном зале мира. Это был уникальный и при этом абсолютно положительный опыт и для них, и для нашей аудитории. Так что, я надеюсь, нам все-таки удастся переломить сложившийся неправильный тренд, и музыканты со всего мира смогут по-настоящему познакомиться с нашей удивительной публикой.

Юлия Чечикова

www.m24.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору