Казанская гастроль Альбины Шагимуратовой: от Рубина Абдуллина до Бориса Березовского

Добавлено 09 декабря 2015 muzkarta

ГБКЗ имени Сайдашева, Борис Березовский (фортепиано)

Мировая оперная звезда и ректор Казанской консерватории представят программу с органом


«Моя задача — сделать оправу, создать музыкальную среду, звуковую картину, которая достойна певицы», — говорит известный органист, ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин о предстоящем в ближайшую субботу в ГБКЗ своем концерте вместе с сопрано Альбиной Шагимуратовой. «БИЗНЕС Online» узнал подробности этого выступления, которое должно стать одним из двух ярких явлений знаменитой певицы на казанской сцене.

Альбина Шагимуратова

«ВЫДАЮЩАЯСЯ ПЕВИЦА СОВРЕМЕННОСТИ, НАСТОЯЩАЯ ЗВЕЗДА!»

Знаменитая певица Альбина Шагимуратова в ближайшие пару месяцев даст в Казани сразу два концерта. 12 декабря всемирно известное сопрано выступит на сцене ГБКЗ им. Сайдашева вместе с органистом, ректором Казанской консерватории Рубином Абдуллиным. Отметим, что программа с органом, включающая произведения Баха, Моцарта, Листа, уже была опробована артистами в малом зале Московской консерватории.

Каждое выступление востребованной оперной дивы на казанской сцене — событие. Достаточно сказать, что только во второй половине 2015 года Шагимуратова пела в «Дон Жуане», «Травиате», «Волшебной флейте» на сценах Ковент-Гардена, Большого театра и оперы Сан-Франциско. Она работала сплошь со звездными дирижерами — Туганом Сохиевым, Антонио Паппано, Аленом Альтиноглу. А вчера Шагимуратова выступала на сцене Большого с симфоническим оркестром театра, где за дирижерским пультом стоял Владимир Спиваков, с которым у певицы давно сложился плодотворный творческий тандем, и в последний раз в Казань с большим концертом Шагимуратова приезжала именно с Национальным филармоническим оркестром России Спивакова.

Несмотря на то, что в репертуарном спектакле театра им. Джалиля «царственную Альбину» мы не видели давно (хотя она — солистка театра), Шагимуратова по мере сил принимает участие в жизни казанской оперы, например, она педагог молодой и талантливой солистки Венеры Протасовой. Кроме того, звезда мировой оперы в этом году участвовала в концерте, посвященном юбилею Казанской консерватории (именно там знаменитая певица делала первые шаги к большой сцене).

«Каждый концерт Альбины заслуживает большого внимания, потому что каждый раз она демонстрирует высокий уровень культуры, вокального искусства и филигранную технику, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Зиля Сунгатуллина, многолетняя прима театра им. Джалиля, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории, в классе которой училась Шагимуратова. — Это выдающаяся певица современности, настоящая звезда! Конечно, для наших студентов, для музыкантов и для общественности Казани это большое событие. Приятно, что она начинала свой путь в Казанской консерватории, мы ощущаем ее как свою соотечественницу. Альбина, я бы не побоялась этого определения, — великая певица».

«СДЕЛАТЬ ПРОГРАММУ С ОРГАНОМ — ЭТО МОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АЛЬБИНЕ»

— Мы спели несколько программ в Московской консерватории, это было пожелание ее ректората, который постоянно включает нас в абонемент, там играют и поют выпускники, которые вышли на большую сцену (Шагимуратова окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского в 2004 году — прим. ред.), — рассказал «БИЗНЕС Online» народный артист РФ Рубин Абдуллин.

Рубин Абдуллин
— Рубин Кабирович, кому принадлежит идея создания этой программы с органом?

— Сделать программу с органом — это мое предложение Альбине, потому что помимо свойств оперной певицы у нее замечательные качества пения в камерной музыке. Там необходима чистота стиля, способность и возможность слияния с инструментом. Орган — тоже певучий инструмент, он был сконструирован как модель человечеcкого голоса. Альбина согласилась. Беда только в том, что мы летаем по разным орбитам: у нее своя гастрольная карта, и было бы неправильно предположить, что она должна отказываться во имя таких концертов от своих больших ангажементов. Я считаю, что ее оперная карьера настолько успешна, что трудно пожелать еще чего-то. Она одна из самых востребованных певиц во всем мире. Наблюдал за ее ростом еще до конкурса Чайковского в 2007 году, на котором она одержала победу. До этого был конкурс Глинки, и после этого великая Ирина Архипова отозвалась о ней как будущей звезде мировой оперы. Так и произошло.

— Как при такой занятости певицы все-таки нашлось время для концерта в Казани?

— Да, самое трудно было найти дату и площадку. Об этом мы заговорили еще весной прошлого года (то есть это не концерт-скороспелка), обсуждали, какие произведения будем исполнять. Будет сочинение Моцарта Exsultate, jubilate с известнейшей арией «Аллилуйя», которую немногие сопрано позволяют себе петь в таком блестящем виде, как это делает Альбина. Мы уделим время и романтической музыке — сочинениям Франка, Листа, и, конечно, программа не обойдется без Баха. Программа скомпонуется в последние дни перед концертом, как только певица приедет в Казань. Кроме того, в планах большой зал Московской консерватории (это будет в ноябре следующего года), где заканчивается реконструкция большого органа. Излишне говорить, что это главная сцена страны, по крайней мере, для всех профессиональных музыкантов это так.

Подбор программы — главное условие концерта, чтобы исполнитель согласился на нее именно в этом качестве и именно в этом зале. Конечно, эта программа отвечает интересам певицы, чтобы она могла показать свой голос в блеске, а моя задача — сделать оправу, создать музыкальную среду, звуковую картину, которая достойна певицы.

— Удастся ли провести достаточно репетиций перед субботним выступлением?

— Репетиций будет в лучшем случае три, в худшем — одна. Это зависит от графика Альбины. Она — юная мама, поэтому она связана родительскими обязательствами. Вообще удивляюсь, как она все успевает.

Борис Березовский
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ПРОВОДИТ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ?

Еще одно яркое явление Шагимуратовой ожидается в феврале на Шаляпинском фестивале. Мы привыкли к тому, что этот оперный форум — лишь представление некоторого количества репертуарных спектаклей театра им. Джалиля, хотя сам статус фестиваля подразумевает нечто эксклюзивное, подготовленное специально для показа в рамках данного мероприятия. И, судя по всему, организаторы учли критику последних лет, и главной «вишенкой на торте» Шаляпинского ожидается сольный концерт Шагимуратовой (16 февраля), на котором ей будет аккомпанировать известнейший пианист Борис Березовский. На официальном сайте певицы указано, что в программе произведения Римского-Корсакова и Рахманинова. Пожалуй, выступление тандема — не менее значимое событие для оперного театра, чем концерт на этой площадке в 2014 году Анны Нетребко. Хотя там и переживают, как своеобразная акустика зала скажется на таком камерном концерте, больше подходящем для БКЗ.

Вообще, афиша уже 34-го по счету Шаляпинского фестиваля довольно любопытна. Откроется форум новейшей премьерой театра — «Трубадуром» Верди в постановке Ефима Майзеля и закроется традиционными гала-концертами. Помимо концерта Шагимуратовой в афише сразу 11 названий (к неудовольствию национально ориентированной аудитории среди них нет татарских опер «Джалиль» и «Любовь поэта»). Неожиданность — отсутствие в программе «Порги и Бесс»: концертное исполнение этой оперы Гершвина в Казани с участием темнокожих певцов неизменно производило фурор. Но, видимо, всегда чуткое к новым идеологическим веяниям руководство театра им. Джалиля решило пожертвовать фестивальным хитом, сделав свой посильный вклад в политику импортозамещения, поскольку без американских солистов «Порги и Бесс» почти невозможна. Этим же чутьем можно объяснить присутствие в афише оперного фестиваля высокодуховной постановки знаменитого танцовщика Владимира Васильева «Даруй нам мир», в которой участвуют оперные солисты. Еще один гвоздь 34-го Шаляпинского — концертное исполнение «Пиковой дамы». Известно, что полноценный спектакль в Казани должен поставить плодовитый ветеран оперной режиссуры петербуржец Юрий Александров.

Шаляпинский фестиваль откроется «Трубадуром» Верди в постановке Ефима Майзеля
Традиционная «битва за билеты» на фестиваль должна начаться, согласно официальному сайту театра, 15 декабря. Кстати, отметим в этой связи чрезвычайно демократичные цены на предстоящий субботний концерт в БКЗ. Где еще можно услышать звезду оперной сцены масштаба Шагимуратовой, заплатив за место в партере всего 500 рублей?

www.business-gazeta.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору