Генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова — о том, зачем Москве новое пространство классической музыки
Каждый день, направляясь к строящемуся концертному залу через парк «Зарядье», мне приходится преодолевать толпы туристов, которых этим футбольным летом особенно много. Приятно видеть, что парк нравится гостям столицы, но еще приятнее слышать «Красота!» из уст москвичей, настроенных, как правило, скептически к городским преобразованиям. То, что парк — идеальное решение пространства бывшей гостиницы «Россия», для меня абсолютно очевидно. Парк — это оазис в центре мегаполиса, общение с природой, которого нам всем так не хватает. А вот зачем городу новый филармонический зал? На эту тему интересно подумать.
Действительно, в столице немало концертных залов, предназначенных для академической музыки: есть старейший Большой зал консерватории, «намоленное» меломанами и музыкантами место. Есть любимый москвичами зал Филармонии, есть Дом музыки, четыре года назад открылась «Филармония-2». Казалось бы, куда больше? Статистика говорит, что классическую музыку слушает всего один процент населения планеты. Часто слышишь, что классика — искусство элитарное, нишевое, чуть ли не маргинальное. Но парадокс в том, что в нашей стране в эту «маргинальную среду» любителей классики вливается все больше и больше людей.
Достаточно посмотреть, что происходит в первые дни продаж филармонических абонементов — кассы берут чуть ли не штурмом! Абонементы с участием Михаила Плетнева, Николая Луганского, Владимира Юровского, Владимира Спивакова, Юрия Башмета разлетаются мгновенно, и на второй неделе купить уже ничего невозможно. То же происходит и в регионах. Желающие побывать на фестивале «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева в Иркутске занимают очередь к кассам с ночи. В Казани, в филармонии — постоянные аншлаги. В Пермь на премьеры Театра оперы и балета, возглавляемого Теодором Курентзисом, приезжают зрители со всей страны и даже из-за рубежа.
Откуда такой ажиотаж? Я думаю, люди устали от того ширпотреба, который вливается в их уши ежедневно буквально отовсюду. Они идут в филармонии и музыкальные театры, как в зоны «экологически чистого» звука. И музыка Моцарта, Чайковского, Рахманинова дает им то, что нужно: новое ощущение жизни, новое дыхание, понимание себя. Часто, сидя в зале консерватории или филармонии, я вижу так называемую другую публику, слушателей, которые пришли на симфонический концерт первый раз в жизни. Они, может быть, не знают этикета, неуместно хлопают между частями произведения, но уходят домой в абсолютном восторге: «Мы и не знали, что классическая музыка — это так круто!».
Особенно вдохновляет молодежь — ее на концертах становится всё больше. В России, между прочим, одна из самых молодых по филармоническим меркам аудитория. Менеджеры зарубежных артистов это всегда отмечают. Причем, как мне кажется, не без оттенка зависти, потому что их «пул» в Европе — преимущественно убеленные сединами пенсионеры.
Но и нам рано расслабляться. В концертном зале «Зарядье», который откроется в сентябре, в День города, мы поставили себе цель: максимально охватить все категории граждан. Притянуть к классике так называемых миллениалов, оторвать их от гаджетов хоть на 2−3 часа (внутри зала у нас не будет работать Wi-Fi — это принципиальная позиция!). Притянуть работающих с утра до ночи офисных сотрудников 30+, которым привычнее после трудов расслабиться в баре, чем послушать Прокофьева.
Как это сделать? Задача непростая. Над ней бьются все продюсеры мира, работающие в нашем сегменте. Пробуют и то, и это: меняют форматы, локейшн, смешивают жанры, привносят элементы шоу в концерты или просто сокращают их по времени. Часто это означает «шаг вниз», неудачные компромиссы, потерю качества в обмен на сиюминутный успех. Такие варианты мы заранее отметаем.
Но бывают и удачные эксперименты. Например, американский ансамбль современной музыки Bang on a Can All Stars, который мы везем в октябре. Это проект знаменитой нью-йоркской композиторской «коммуны»: Майкла Гордона, Дэвида Лэнга и Джулии Волф. В 1980-х они организовали музыкальный марафон — именно с расчетом на молодежную аудиторию, далекую от консерваторий. Нон-стоп звучала музыка, в которой смешались минимализм, world music, рок, Терри Райли… Никаких буклетов, «третьих звонков». Обстановка максимально расслабленная… В итоге проект стал не только успешным, но и дико модным, и эта мода не проходит уже тридцать лет. При этом Bang on a Can — это серьезная, качественная музыка, по которой уже пишут диссертации.
Или взять проект In War & Peace: Harmony Through Music («В войне и мире: К гармонии через музыку») топовой американской оперной певицы Джойс ДиДонато, которым мы особенно гордимся. Это будет не концерт, а сложносочиненный проект, где собраны воедино барочная музыка, хореография, свет, декорации, костюмы Вивьен Вествуд. Вот это, на мой взгляд, и есть пример академического концерта XXI века, который может быть одинаково интересен и тонким ценителям барокко, и хипстерам, которым только предстоит открыть для себя фантастическую музыку Генделя и Пёрселла. Именно на такие образцы мы собираемся ориентироваться.
Ну и, конечно, все преимущества инновационного и мультифункционального концертного зала «Зарядье» должны помочь нам осуществить главную миссию — просвещения и популяризации классики: и «модная» система продажи билетов по ссылкам с хэштегами вместо абонементов, и современные интерьеры нашего зала, и, конечно, великолепный парк. Селфи на «Парящем мосту» с подписью: «После прослушивания симфоний Бетховена» — это разве не гарантированный успех в соцсетях? Может быть, среди поставивших «лайк» найдутся те, кто тоже захочет послушать Бетховена. А пойдут ли они к нам или в Большой зал консерватории или в Зал Чайковского — уже не так важно.
Автор — генеральный директор концертного зала «Зарядье»iz.ru/767058/…vena