Более ста художественных, документальных и анимационных фильмов транслировали на многочисленных площадках Белогорья, множество встреч с выдающимися деятелями современного кинематографа Николаем Бурляевым, Михаилом Ножкиным, Юрием Назаровым, Натальей Мальцевой, Еленой Борзовой, Андреем Межулисом, Натальей Пантюшковой, Тимофеем Фёдоровым, Ириной Лачиной, с сербской актрисой, героиней фильмов Эмира Кустурицы Лилианой Благоевич… и концертов с их участием - эти радужные события «Золотого Витязя» сменяли другу друга, точно в калейдоскопе, с 1 по 7 октября. И, наконец, в минувшее воскресенье масштабный кинофорум подошёл к концу.
Лучшее - для детейМитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн вручил сербской актрисе Лилиане Благоевич икону святителя Иоасафа
Дети забросали вопросами актрису театра и кино Елену Борзову
Торжественное открытие кинофорума пришлось на вечер 2 октября. А между тем творческие встречи с деятелями кинематографа и просмотры фильмов в рамках «Золотого Витязя» начались с понедельника (уточню, что на протяжении недели встречи и тематические смотры повторяли, чтобы как можно больше зрителей было вовлечено в процесс). Утром в Доме офицеров собрались школьники начальных классов городских школ, чтобы посмотреть анимационные фильмы российских и зарубежных мультипликаторов из Азербайджана, Беларуси, Венгрии, Германии, Нидерландов.
Рисованная анимация нашего соотечественника Артёма Лукичёва «Братья» участвовала в конкурсной программе Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале. «Братья» сняты по мотивам произведения преподобного Нестора Летописца «Сказание о Борисе и Глебе». Автор, выступающий и как режиссёр, и как художник-постановщик, и как сценарист, и как оператор, делает попытку создать кино-иконы первых русских святых. Многие произведения попали в программу кинофорума именно с суздальского фестиваля и, конечно, ребятам предложили работы его победителей: «Пишто уезжает» Сони Кендель (приз за лучший студенческий фильм) и «Умба-Умба» Константина Бриллиантова (приз симпатий жюри «ПРЕКРАСНАЯ ЛЮКАНИДА», приз имени Александра Татарского) - мастера школы студии анимационного кино «Шар», которой руководят легендарные режиссёры-аниматоры Фёдор Хитрук, Эдуард Назаров, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский. К слову, в нынешнем году отечественная мультипликация празднует свой столетний юбилей.
С детьми, к их восторгу, пообщалась заслуженная артистка России Елена Борзова. Прессе она рассказала о причинах участия и роли в «Золотом Витязе», своих взглядах на современную ситуацию в сфере отечественных детских фильмов и мультипликации:
- Представляю программу анимационных фильмов, так как снялась в детской картине «Волшебника вызывали?» Елены Стрижевской. Первый раз в жизни, хотя мечтала об этом с давних пор. И вот в истории о мальчике, который хотел помирить родителей и вызвал через интернет волшебника, сыграла Бабу-Ягу, не злую, а хулиганистую. Роль мне эта очень нравится. Участвую в «Золотом Витязе» с первого фестиваля. Здесь организуют непосредственный процесс духовного общения. А ситуация с произведениями для детей складывается удручающая - совсем нет финансирования: мы сняли сказку за 11 дней на природе, силиконовый нос, который мне клеили, дороже моего гонорара. Я же согласилась, потому что это добрая сказка для детей.
Игровое и документальное кино, мультипликация, короткометражное и полный метр - организаторы «Золотого Витязя» включили в программу кинофорума все виды киноискусства. Сформировали разные тематические блоки - помимо детских лент и мультфильмов зрители могли видеть военно-патриотические картины, религиозные, исторические, экологические… Подарили возможность познакомиться с творчеством как известных профессиональных режиссёров, так и студенческими работами и фильмами-дебютами.
На традициях дворянской литературы
Польское кино - особая страница в истории кинематографии. Польские режиссёры и операторы всемирно известны. По этой причине особое внимание польской программе уделили и организаторы «Золотого Витязя». «Корчак» Анджея Вайды, «Камо грядеши» Ежи Кавалеровича, «История кино в Попелявах» Яна Якуба Кольского, «Клювом и когтем» Камиля Матысика, «Старинное предание. Когда солнце было богом» Ежи Гофмана… - на протяжении пяти дней в «Белгородкино» транслировали польские фильмы, показ которых предваряло выступление киноведа, специализирующегося именно на польской культуре, и переводчика Натальи Пантюшковой. Особенности этих лент, стилистика, главные герои… - публика узнала многое.
- Я работаю с «Золотым Витязем» уже двадцать лет и предлагаю программы, которые подтверждаются зрительским интересом, - объясняет Пантюшкова. - Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Ежи Гофман, Ежи Гротовски, Юлиуш Махульски… - они создали понятие «польское кино». Эти фильмы основываются в большей степени на классической литературе дворянского происхождения. Дворяне же внушали мысли о высоких нравственных принципах, таких как самопожертвование, сочувствие, милосердие, любовь, что ради любви можно жизнь отдать. И в этом смысле русская и польская культуры необычайно близки.
Отмечу, что зарубежным картинам в программе кинофорума уделено много внимания - зрителей познакомили с образцами сербского кино, представленного фильмами Эмира Кустурицы «Завет» и «Помнишь ли ты Долли Белл?», «Сыновья моих братьев» Синиши Ковачевича, российско-европейского, французского, венгерского, грузинского, норвежского, эстонского, украинского, белорусского, узбекского…
«Небесному» режиссёру посвящается…
Центральным событием пятницы стал вечер памяти, посвящённый 80-летию со дня рождения легендарного режиссёра Андрея Тарковского. Изначально концерт был запланирован как выступление Николая Бурляева при участии лауреата международных конкурсов - белгородского органиста Тимура Халиуллина. В Органном зале филармонии собрались почитатели таланта Тарковского и любители органной музыки…
«Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно» - цитата Ингмара Бергмана из буклета к фильму «Жертвоприношение». Андрей Михалков-Кончаловский в своей книге «Возвышающий обман» пишет о том, что Бергман считал Тарковского «единственным из режиссёров, кто проник в мир сновидений». То, что сам он «лишь интуитивно нащупывал», Тарковский «сумел воплотить в кино».
В рамках «Золотого Витязя» показали две картины Тарковского: «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». И в обеих снимался Николай Бурляев - играл Ивана и Бориску соответственно. На вечере памяти Николай Петрович делился своими воспоминаниями о Тарковском:
- Наша первая встреча состоялась в 1961-м. Меня привели к нему четырнадцатилетним мальчиком пробоваться на роль в «Иваново детство». Тарковский сделал 6-7 кинопроб вместо традиционной одной. Я думал - не дотягиваю, видимо, сомневается. Но оказалось, со мной Андрей пробовал других актёров. Сначала снять ленту по повести «Иван» Владимира Богомолова «Мосфильм» доверил Эдуарду Абалову, который проект запорол. Затем работу над фильмом поручили Тарковскому. Перед тем как поставить «Иваново детство», это его слова, он заручился четырьмя гарантами - актёр Коля Бурляев, оператор Вадим Юсов, композитор Вячеслав Овчинников и художник-постановщик Евгений Черняев. Я полюбил его сразу же, настолько ярка была его харизма, настолько силён необъяснимый магнетизм. Счастлив, что когда-то Андрей меня выбрал, на мне - его печать. Реальный человек, временами жёсткий, часто нервный, с духом, устремлённым к Богу, в вечность. Повесил на меня пусть и бутафорский, но первый в моей жизни крест на съёмках фильма «Андрей Рублёв». Тарковский творил всегда с ощущением Господа.
Открыли концерт Токкатой и фугой ре-минор Иоганна Себастьяна Баха… Не единожды она звучала в стенах филармонии в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина. Но в этот вечер белгородский органист исполнил её особенно. Он в восхищении от фильмов Тарковского, в них использованы музыкальные цитаты органных произведений, в частности, Хоральная прелюдия фа-минор и «Старый год ушёл» Баха. Первая композиция стала практически музыкальным лейтмотивом лент Тарковского - она звучит в «Солярисе» и «Зеркале». Возвышенная над всем земным и, как Космос, бесстрастная - вселенский масштаб и философская глубина музыки Баха завораживали Тарковского, его духовные поиски сливались с раздумьями немецкого классика. Об этом свидетельствуют многие из тех, кто знал его близко. Баха считал небесным композитором, очень любил - коллекционировал записи, слушал, - подтвердил Бурляев. Николай Петрович задумал интересный номер - он декламировал оду «Бог» Гавриила Державина, а Халиуллин играл Хоральную прелюдию фа-минор. Слово удалилось на второй план, померкло перед музыкой, которую исполнял белгородский органист - его игра была великолепной. Собственно, именно Тимур Халиуллин и стал главным героем вечера, который, по сути, трансформировался в удивительный органный концерт.
Бурляев объявил, что зрители увидят документальный фильм «Андрей Тарковский: собиратель снов» Евгения Борзова, и удалился - нужно было отправляться на другую творческую площадку - концерт в посёлке Майском. Картина, созданная по одноимённой книге мемуаров Лейлы Александер-Гаррет, переводчицы и ассистента Тарковского на фильме «Жертвоприношение» в Швеции, не рассчитанная, видимо, на широкую аудиторию, энтузиазма у публики не вызвала. Через некоторое время после начала зрители начали уходить. Патовую ситуацию изменил художественный руководитель Белгородской государственной филармонии - заслуженный деятель искусств России Иван Трунов. Одним мудрым решением он спас положение, и помог ему в этом белгородский органист Тимур Халиуллин. Он - чего, подчеркну, не планировали - блестяще исполнил Адажио Альбинони-Джазотто, «Утешение» и хорал «Се, ныне благословляйте Бога» Ференца Листа, Токкату из «Готической сюиты» Леона Бёльмана, Токкату из Пятой симфонии Шарля Мари Видора и в заключении своё собственное сочинение - Токкату для педали соло. Публика пребывала в восторге. Фактически именно талантливый органист вынес на своих плечах этот концерт, подтвердив свой высочайший уровень и уровень филармонии в целом.
Белгородский «Золотой Витязь»
Любопытным был и вечер презентации книги «Жизнь в трёх томах» Николая Бурляева, который состоялся 3 октября во Дворце культуры посёлка Дубовое. Народный артист России считает выход в свет этого произведения одним из важнейших достижений своей жизни.
В первом томе «Мой Лермонтов», куда Бурляев включил повесть «Сын вольности», положенную в основу его режиссёрской работы «Лермонтов», речь идёт о сложной судьбе и миссии поэта, созидавшего ради Отечества и возвышения человеческой души. Во второй том «Фрагменты Божьего искусства» вошли проза и поэзия, в третий «Славянский венец. Летопись «Золотого Витязя» - двадцатилетняя история Международного общеславянского форума искусств.
В субботу, 6 октября, на базе «Белгородкино» открыли киноклуб «Золотой Витязь». В его фонд будут переданы сокровища кинофорума - 5600 кинолент отечественных и зарубежных авторов, которые теперь будут доступны белгородцам. «Золотой Витязь» станет первым ретроспективным киноклубом нашего края.
Завершился же «Золотой Витязь» концертом-закрытием в Белгородской государственной филармонии. Выступили заслуженный артист России Сергей Колесников, заслуженный артист Украины и России Михаил Конкин, народная артистка РСФСР Лариса Голубкина при участии филармонических Оркестра народных инструментов под управлением главного дирижёра - заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова, солиста - заслуженного артиста России Владимира Бойко и лауреата международных конкурсов - баяниста Александра Сахарчука.
В рамках концерта золотой медалью имени Сергея Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» наградили Лилиану Благоевич. Лауреатом «Золотого Витязя» стали Наталья Пантюшкова (за большой вклад в развитие дела форума), Гран-при присудили Денису Чернову за «Смешарики. Начало» («Фильм для детей»), Андрею Ушакову за «Мать и сын» («Анимационное кино»), Марии Левченко за «Сильнее смерти молитва» («Студенческие и дебютные фильмы»), Аркадию Морозову за «Все, все, все… и муравьиный лев» («Короткометражный документальный фильм»), Сергею Мирошниченко за «Реку жизни» («Полнометражный документальный фильм), Майклу Хоффману за «Последнее воскресенье» («Художественный фильм»).
До новых встреч!
Екатерина ШАРОНОВА,
Фото Михаил МАЛЫХИН