В Органном зале Белгородской государственной филармонии открылся новый музыкальный сезон
14 и 15 сентября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялись концерты-открытия, ознаменовавшие начало нового музыкального сезона. Появившись в нашем городе в декабре прошлого года, величественный инструмент покорил белгородских слушателей. И вот после летнего перерыва их ожидания новой встречи вознаграждены - прекрасную музыку исполнил штатный органист - лауреат международных конкурсов Тимур ХАЛИУЛЛИН. В вечере также приняли участие музыканты Камерного оркестра филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик. После выступления корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА побеседовала с Тимуром ХАЛИУЛЛИНЫМ.
- Может быть, я за лето отвыкла от звучания органа, но мне показалось, что он звучит ещё лучше, чем раньше. Его подготовили каким-то образом к сезону?
- Специально орган к сезону не готовили - мастера настраивают все регистры перед каждым концертом. Такое ощущение, возможно, связано с местоположением слушателя: на балконе орган звучит лучше, насыщеннее, поскольку звук «летает» под сводами потолка зала беспрепятственно. Кроме того, чем чаще человек посещает органные концерты, тем больше инструмент открывается для него, с каждым разом становясь яснее и понятнее для восприятия. Есть и ещё очень интересный фактор - программа концерта продумана так, чтобы показать орган с самых разных сторон - тембровых и динамических, по принципу контраста.
- А по какому принципу сформировали программу выступления?
- «Орган - инструмент многоликий» - так можно определить рефрен концерта. Начинается он с токкаты и фуги ре-минор Иоганна Себастьяна Баха - композиции, считающейся визитной карточкой органа. Затем два шублеровских хорала Баха - «Величит душа моя Господа» и «Да хвалится Господь» - инструмент предстаёт с иной стороны - не мощным, сносящим всё на своём пути, а лирическим, статичным, вечным. Это новая и краска органа, и образец барочной камерно-оркестровой регистровки. С такой формой органной музыки контрастирует масштабная импровизационная Прелюдия ми-минор Дитриха Букстехуде, старшего современника Баха. В его произведении открываются всё новые звуковые краски Барочного органа и все прелести старинной калейдоскопической формы построения с несколькими фугами, лирическим эпизодом и танцевальной жигой. Романтическое звучание органа представлено хоралом «Се, ныне все благословляйте Бога!» Ференца Листа. В «Лунной сонате» Людвига ван Бетховена мне хотелось показать трио-фактуру, а также показать орган как медитативный инструмент. И в завершение первого отделения - образец торжественного французского органного романтизма - токката Шарля Мари Видора на тутти органа (полное звучание, со всеми регистрами).
Во втором отделении я и Камерный оркестр Mezzo music под управлением Натальи Боровик представили уникальное сочинение - Концерт соль-минор для органа струнного оркестра и литавр Франсиса Пуленка. Пожалуй, самый популярный органный концерт, который должен присутствовать в репертуаре каждого органиста. Я его очень люблю за драматизм и лирику. Инструмент в нём не достойный соперник оркестру, а его часть - он является духовой группой, отсутствующей в струнном оркестре. Да ещё и литавры (Сергей Коваленко. - Е.Ш.)! И перед слушателями развёртывается огромное симфоническое полотно…
- Тимур, от выступления к выступлению вы становитесь всё более виртуозным. Сами отмечаете какие-то изменения в игре?
- Изменения в моём исполнительстве происходят всегда. И это не связано с окончанием вуза (этим летом Халиуллин окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности орган. - Е.Ш.). Вообще сам о себе судить не могу, но многие считают, что моя игра стала более артистичной и взрослой. Однако любые оценки формальны, поскольку дело это подвижное, незакреплённое. Для меня важнее, что после концерта говорят не о моём исполнении, а о музыке, которую я сыграл, о её содержании и композиторе... И это главный показатель того, что всё идёт по верному пути.
Открывшийся сезон - время новых открытий. Безусловно, он порадует яркими концертными программами. Представит их Тимур Халиуллин. Участвовать в выступлениях будут солисты и коллективы филармонии. Сменяя друг друга за пультом белгородского органа, своё искусство продемонстрируют ведущие органисты России и Германии - продолжится цикл «Органисты немецких соборов».
Фото Михаила МАЛЫХИНА
Белгородские известия