Предстоящие мероприятия


Ульяновск
23 января 2025

Ульяновск
24 января 2025

Ульяновск
25 января 2025

Ульяновск
26 января 2025

Ульяновск
31 января 2025

Ульяновск
1 февраля 2025

Димитровград
7 февраля 2025

Ульяновск
8 февраля 2025

Ульяновск
13 февраля 2025

Димитровград
14 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
16 февраля 2025

Ульяновск
19 февраля 2025

Ульяновск
21 февраля 2025

Читайте на эту же тему





Композитор Александр Сойников: «К Булгакову я добавил немного джаза»

Добавлено 26 февраля 2017 muzkarta

Ульяновская филармония, Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Разговор «АиФ» с автором театрализованной симфонии «Мастер и Маргарита» накануне юбилейного — 55-го — фестиваля «Мир, эпоха, имена...», где она будет исполнена.

Так зрительно автор (на фото слева) представляет себе исполнение «Мастера и Маргариты» (на фото справа). © / Из личного архива

У фестиваля в этом году уникальная и всеобъемлющая афиша: наряду с выдающимися музыкантами России, в нём примут участие признанные звЁзды мировой классической музыки.

На этот раз фестиваль будет посвящён 100-летию революции 1917 года. И это довольно символично, поскольку именно в нашем городе родились люди, которые были главными действующими лицами обеих революций — Февральской и Октябрьской: Александр Керенский и Владимир Ульянов.

Значительным событием фестиваля станет концерт 11 марта. На сцене Ленинского мемориала прозвучат произведения известного современного композитора Александра Сойникова: театрализованная симфония «Мастер и Маргарита», симфоническая поэма «Русь непобедимая», а также поэма «Приношение Востоку». Эти композиции заявлены как мировые премьеры. О том, как создавалась симфония «Мастер и Маргарита», нам в эксклюзивном интервью рассказал сам маэстро.

Работа длиною в жизнь
С. Юрьев: — Александр Леонидович, почему исполнение симфонии «Мастер и Маргарита» в Ульяновске объявлено как мировая премьера? Написана-то она в 80-х годах прошлого века...

А. Сойников: — Бывает так, что автор работает над произведением всю свою жизнь. Сначала была создана первая редакция, которая неоднократно перерабатывалась. Я не раз возвращался к работе над этим произведением, и очередной этап начался три или четыре года назад. В итоге от первоначального варианта осталось не более пяти минут звучания, а всё остальное написано заново.

— Почему вы обратились к теме «Мастера и Маргариты»?

— Причин много. Во-первых, это мистический роман, а сам я мистик по природе. Мне очень близки темы, которые поднял Булгаков. Прочёл я этот роман ещё будучи студентом, когда даже найти его текст было довольно сложно. И он оказался настолько притягательным, что я перечитывал его всю жизнь. И сам Михаил Булгаков необычайно интересен как личность, вся глубина которой раскрывается через его сложное, многослойное отношение к Сталину, к революции, да и к жизни вообще.

— А что послужило толчком для продолжения работы над этой симфонией?

— В 1991 году я увлёкся другой книгой — «Розой Мира» Даниила Андреева, через её призму по-иному посмотрел и на Булгакова, и на его роман. Собственно, это и заставило меня начать перерабатывать симфонию. Так случилось, что в моей жизни два основополагающих произведения — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Роза Мира» Даниила Андреева.

На языке симфонии
— Можно ли назвать ваши произведения переводом этих книг на язык музыки?

— Нет. Литературный и музыкальный языки в корне отличны друг от друга. Я пишу и литературные тексты, так что имею возможность сравнить. Всё-таки в основе литературы лежит логика, которая может быть многоплановой, сложной, которая через мысли пробуждает чувства. В музыке всё иначе — она напрямую воздействует на эмоциональное состояние человека.

— Но «Мастер и Маргарита» — театрализованная симфония. Там происходит некое сценическое действо. Разве музыка не самодостаточна?

— У каждого композитора свои методы и свой путь. Моя способность писать музыку всегда сочеталась со многими другими жанрами искусства. Звуки рождают и зрительные образы. Я вижу то, что я слышу. Наверное, поэтому я очень много писал музыки для театра, телевидения и кино. Мне это очень близко. Когда я пишу музыку, у меня постоянно возникают зрительные образы. Для меня музыка — не только звук, но и цвет, и форма. И в «Мастере...» у меня сразу же возникло ощущение трёх пространств — верхнего, среднего и нижнего. В верхнем — Иешуа, в среднем — Земля и человечество, в нижнем — то, что называется Сатаной-Воландом. Я всё это сразу увидел — и в свете, и в цвете, и в движении. И из этого начала рождаться и форма самого произведения: первая часть — это Мастер, наша жизнь, материальный мир, вторая часть — это Иешуа и Свет, третья часть — Воланд. Я всех их увидел и прочувствовал. Мастер — это альт, человек-творец, антипод тем, кто его окружает, миру, где не понимают и не могут понять настоящего художника, считают, что он безумен. Поэтому на нём — смирительная рубашка... Вторая часть — орган, Иешуа, Бог. Божественное для меня связано с органом. Бог, космическое существо, пришедшее на Землю, чтобы помочь людям, сталкивается с таким же непониманием, ненавистью и жестокостью. И всё потому, что он не такой, как все, потому что он Бог, а не человек. И, наконец, третья часть — Воланд — антипод Иешуа. Я услышал его образ в фортепианном звучании по стилю, близкому к джазу. (В отличие от органной полифонии второй части «Иешуа»). Его образ неоднозначен (вспомним эпиграф к роману «Я — часть той силы...). Не случайно в четвёртой части симфонии, которая также называется «Мастер и Маргарита», фортепиано — Воланд аккомпанирует божественной теме любви. Форму третьей части я выбрал, идя за Булгаковым. В главе романа «Великий бал у сатаны» — два основных музыкальных жанра: полонез и джаз. Разумеется, у меня оба этих жанра гротескно утрированы.

— То, что мировая премьера последней редакции «Мастера и Маргариты» состоится в Ульяновске — это ваш выбор или просто так сложились обстоятельства?

— Когда я закончил эту вещь, возникла возможность исполнения именно в Ульяновске. Я согласился потому, что здесь очень хороший оркестр, один из лучших в России.

Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 07 15/02/2017
«АиФ в Ульяновске» — информационный партнёр фестиваля
www.ul.aif.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору