Финальный аккорд на XV Международном конкурсе имени Чайковского был взят еще в начале июля. После завершения масштабного музыкального состязания у лауреатов настала ещё более горячая пора: концерты, переезды, интервью. Времени перевести дыхание не было ни у исполнителей, ни у организаторов конкурса. Теперь настал черед осмыслить масштабы конкурса и подвести его итоги. Сегодня состоялось специальное заседание коллегии министерства культуры, посвященное прошедшему конкурсу.630 заявок, 45 стран-участниц и новое поколение звёзд — таков результат XV Международного конкурса Чайковского.
«Мне очень приятно, что случилось то, о чём мы договаривались с самого начала — что конкурс не будет только действом на протяжении нескольких недель, а станет постоянно действующим. После окончания конкурса, после замечательных концертов и в Консерватории, и в Мариинском театре, прошло время, и наших конкурсантов без преувеличения увидел и услышал весь мир», — прокомментировала заместитель председателя правительства России Ольга Голодец.
Лауреаты конкурса срывают овации по всему миру, и конечно, дома. Имена победителей называют наряду с обладателями четвёртых премий — XV Конкурс вызвал огромный резонанс. Мнения особенно расходились у членов скрипичного жюри. Уже предварительный отбор поставил перед организаторами непростую задачу.
«Труднейшее заседание членов отборочного жюри — они никак не могли прийти к выводу, какие же 30 музыкантов? И так пробовали, и эдак — выходило то 40, то 38, причём высказывались эмоционально. Настолько был высоким уровень. Мы приняли тогда очень смелое решение, и я взял на себя какую-то инициативу — мы пропустили 36 участников вместо 30», — рассказал сопредседатель организационного комитета конкурса, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев.
На таком уровне прошёл и весь конкурс. Правда, выяснилось и то, что в сфере академической музыки, а точнее, образования, есть проблемы.
«Мы не получили золотого медалиста в категории „Скрипка“ — причём, уже второй раз. Это вызывает вопросы и в огромном международном пространстве, да и у нас в России. Может быть, надо серьёзно задуматься, также и в ведущих консерваториях», — отметил сопредседатель организационного комитета конкурса, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев предложил и по линии минкульта и консерваторий, сделать всё возможное, чтобы профессора и педагоги не бросали новоиспечённых победителей. Нужно оградить от чрезмерного количества выступлений — лишних нагрузок. Задача — максимальная защита молодых музыкантов. Опыт уже есть — во время конкурса поддержка оказывалась немалая.
«Помогали все, кто был подключён к этому, подключали всех — лучших из лучших в каждой области», — сообщил руководитель конкурса, генеральный директор московской филармонии Алексей Шалашов.
Более 10 миллионов просмотров в Интернете — невероятный результат для музыкального конкурса. Всю техническую поддержку трансляции осуществляли специалисты телеканала «Культура». На «Культуре» разработали и стратегию медиа-подачи конкурса — в том числе, создание портрета каждого участника, а также исполнение 12 фортепианных миниатюр Чайковского на фоне произведений искусства. За эти анонсы конкурса канал получил премию «Тэфи».
tvkultura.ru