muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 01 февраля 2013 muzkarta
Русский гитарный квартет — уникальный исполнительский проект четырёх молодых гитаристов, лауреатов международных конкурсов Юрия Алешникова, Марии Охотиной, Владимира Гапонцева и Анны Иноземцевой. В январе текущего года ансамбль отметил годовщину своего возникновения, а в марте исполняется год с момента их успешного концертного дебюта на сцене Государственного Литературного музея в Москве.
Русский гитарный квартет, подобно аналогичным российским и зарубежным коллективам (таким как Смоленский гитарный квартет, Балтийский гитарный квартет, гитарный квартет «Фортиссимо», Германия) является автономным концертным коллективом, самостоятельно организующим свои концерты. Ансамбль выступает в различных гитарных амплуа (соло, дуэтом, квартетом), а также в сотрудничестве с другими инструментальными коллективами (например, гитара в сочетании со струнным квинтетом).
Художественный руководитель коллектива — Юрий Алешников. Он разрабатывает исполнительские проекты и, вместе с Владимиром Гапонцевым, является организатором выступлений, среди которых заслуживает быть отмеченным частично уже состоявшийся абонемент квартета 2012–2013 гг. в Московском Доме журналиста, где артисты дают четыре сольных и два ансамблевых вечера гитарной музыки.
Московско-белгородский состав участников квартета определил и некоторые особенности их концертной географии за минувший год. Так, в конце ноября 2012 г. квартет выступил и дал мастер-классы на XV Белгородском Международном фестивале гитарной музыки. Но встреча с белгородскими слушателями на филармонической сцене у них — впервые.
В связи с этим нельзя не сказать о том, что классическая гитара давно и прочно «прописалась» в Белгороде благодаря Евгению Алексеевичу Алешникову, отцу и первому учителю и наставнику Юрия. Евгений Алешников был организатором (1997 г.), руководителем и участником белгородского ансамбля (квартета) гитаристов, благодаря которому ведущие мастера современной российской гитары — Игорь Рехин, Никита Кошкин, Александр Виницкий — стали постоянными гостями Белгорода.
Вряд ли кто будет спорить, что гитара — это тот музыкальный инструмент, в популярности с которым не может соперничать никакой другой. Перед обаянием гитарного звучания, перед неисчерпаемой душевной выразительностью гитарной игры трудно устоять, а кажущаяся доступность овладения игрой на гитаре питает всё не убывающую армию её поклонников. Сегодня мир классической концертной 6-струнной гитары необъятен и разнообразен, и Юрий Алешников считает, что исполнители-профессионалы и гитаристы-любители, и поклонники гитарной игры могут «вместе сделать мир гитарной музыки ещё интереснее».
Одни из самых интересных страниц этого мира в прошлом и настоящем, в общенациональном и локальном (белгородском) ракурсе предстали перед очень заинтересованными слушателями на концерте 30 января, тем более, что комментировал программу (что особенно ценно для «нефанатов» гитары) Юрий Алешников.
Программу начинала русская советская гитарная классика (В. Шебалин, А. Иванов-Крамской) как дань уважения «отцам-основателям» русской классической гитары (Юрий напомнил, что Александр Васильевич Иванов-Крамской был создателем первого в Московской консерватории класса классической гитары).
Традиционный музыкальный язык гитары середины ХХ века сменился калейдоскопом образов и стилей (фолк, рок, джаз, ориент) современной гитарной музыки и языковыми изысками в сочинениях наших современников.
Это джаз для гитары в пьесах Игоря Рехина и Александра Виницкого; авангардная обработка русской плясовой мелодии («Танец скоморохов») живущего сейчас в Германии уроженца Сибири Константина Васильева; фестивальный модерн болгарского композитора Атанаса Уркузунова «Изломанный танец» («Broken Dance»); «Смена караула» легенды современной российской гитары Никиты Кошкина (оригинальная пьеса для квартета гитар была написана для Эдинбургского гитарного фестиваля 1995 г.); поэтичная стилизация «Песня Короля Артура» Андрея Ливады и «Рок-токката» Артёма Усачёва, молодых московских музыкантов белгородского происхождения; «Восточный танец» челябинского композитора и гитариста, создателя и участника «Уральского Трио гитаристов» Виктора Козлова; гитарные фантазии белгородского балалаечника и композитора, одного из первых энтузиастов гитары в Белгороде Виктора Щербакова.
Стоит отметить, что в программе были произведения, написанные специально для белгородских гитаристов (юмореска в джазовом стиле «Oxford Street» И. Рехина была посвящена гитарному квартету Евгения Алешникова), а в концерте квартета Юрия Алешникова прозвучала сделанная Евгением Алексеевичем Алешниковым обработка для квартета знаменитой мелодии «Bessa me mucho» К. Веласкес.
Русский гитарный квартет — очень молодой ансамбль, но уже сейчас их игра настолько выверена и слажена, что кажется, будто звучит один инструмент, обладающий множеством тембров и красок. Хотелось бы отметить и их красивый, мягкий, как бы приглушённый «интеллигентный» звук, владение которым в пределах сравнительно небольшой динамической шкалы свидетельствует о незаурядном мастерстве молодых исполнителей.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal