Из барокко – в кинозал
Не повторяться в выборе репертуара, открывать неизвестные шедевры и современные произведения, расширять исполнительские возможности – таковы творческие принципы солиста Омского академического симфонического оркестра, концертмейстера группы труб Сергея Бутикова. Их воплощением служат ежегодные сольные концерты артиста, которые он дает последние три сезона. 1 ноября музыкант приглашает публику на свою новую программу «Трубы чарующие звуки». Выступление музыканта состоится на сцене Органного зала филармонии. Начало концерта в 19.00.Труба-пикколо и флюгельгорн – на этих двух инструментах будет играть Сергей Бутиков в предстоящем концерте. Арсенал музыканта пополнился ими в последние два года. Благодаря трубе-пикколо с ее красивым и звонким тембром стало возможным исполнять шедевры эпохи барокко – золотого века трубы. А новый флюгельгорн омского артиста поет густо, полно и мягко, напоминая то звук альта, то валторны, то виолончели. В программу «Трубы чарующие звуки» войдут 20 композиций. Старинную европейскую классику дополнят сочинения ХХ-ХХI веков, в том числе музыка Э. Морриконе к знаменитому фильму «Новый кинотеатр «Парадизо». В числе многочисленных наград, которые получила эта кинолента, – приз Британской киноакадемии за лучший саундтрек. Все концертные номера предстоящей программы представляют собой квартеты, трио и дуэты. Труба звучит в ансамбле со скрипкой, виолончелью, тромбоном и роялем. Их партии исполнят постоянные партнеры по сцене и друзья солиста – скрипачка
Татьяна Калараш, виолончелистка
Галина Мик, тромбонист
Алексей Журба и пианист
Владимир Симонов. К участию в концерте Бутиков по традиции пригласил своего ученика – молодого трубача
Андрея Святского.
Нынешний концертный сезон для Сергея Бутикова – знаковый, юбилейный. Музыкант отмечает 20-летие творческой деятельности. В сентябре трубач стал обладателем Премии народного артиста России С.А. Когана – основателя Омского академического симфонического оркестра.
В салоне рождается музыка
Камерная музыка – искусство светского салона. Сценическим воплощением данного тезиса станет серия абонементных концертов Омского камерного оркестра «Большой музыкальный салон». Второй год подряд они проходят в Органном зале филармонии. В рамках этих музыкальных программ звучат увертюры, восхищавшие европейскую знать, а солисты оркестра устраивают между собой своеобразные инструментальные дуэли. 2 ноября в 19.00 «Большой музыкальный салон» открывает двери первым слушателям в нынешнем концертном сезоне.Салоны – интереснейшее явление европейской культурной жизни прошлого. Они манили непредсказуемостью встреч и событий, новизной впечатлений, очарованием сиюминутных взглядов. Здесь открывались загадки творческого процесса, лился поток откровений и слухов, настроений, мнений и новостей, воспитывались вкусы и распространялись новые идеи.
Поэты, художники, композиторы, драматурги, журналисты в них шлифовали свое мастерство. Искусство здесь выдвигалось на первый план. В салонах большого света обсуждались, а порой, и решались важнейшие вопросы концертной и театральной жизни, публицистики, здесь исполнялись лучшие образцы мирового искусства. Нередко именно в салонах звучали премьеры современных композиторов.
В музыкальных салонах шло общение между слушателями, композиторами и исполнителями. Очень часто в них устраивались вечера с оркестром: исполнялись симфонии, увертюры, концерты, фрагменты опер и ораторий. Шедевры мировой классики для искушенной публики – такое художественное направление будет представлено в «Большом музыкальном салоне» Омского камерного оркестра. В предстоящей концертной программе артисты исполнят Увертюру к опере «Родриго» Генделя, Сюиту из оперы «Диоклезиан» Перселла, Серенаду № 3 Моцарта, а также Прелюдию, Романс и Вальс Шостаковича. За дирижерским пультом – молодой маэстро из Новосибирска
Алексей Кириченко.Рассказ о судьбах российской эмиграции
4 ноября в День народного единства артисты Омской филармонии выйдут на сцену Органного зала с программой «Единственная, незабвенная». Свое выступление они посвящают предстоящему государственному празднику и признаются в любви к России. Начало концерта в 17.00.«У поэта нет биографии, у него есть только судьба. И судьба его – судьба его родины», – говорил Александр Блок. Его слова как нельзя лучше раскрывают суть предстоящей литературно-музыкальной программы «Единственная, незабвенная». Она появилась благодаря творческой инициативе мастера художественного слова Татьяны Юрьевой. В ней ведущая рассказывает о судьбах русских эмигрантов, их литературном и музыкальном творчестве. Со сцены звучат стихи, а также воспоминания из писем и дневников С. Рахманинова, А. Блока, С. Есенина и А. Вертинского, романсы Свиридова, инструментальная музыка Массне и русские народные песни, которые исполнят
Альфия Рубцова (сопрано),
Татьяна Семерьянова (сопрано),
Олег Митраков (баритон) и
Владимир Симонов (фортепиано).
Поэт и музыкант Александр Вертинский стал олицетворением, голосом русской эмиграции. За рубежом он провел 23 года. Все это время артист неоднократно пытался вернуться в Россию. Эмигрантский период Рахманинова длился четверть века, он мучительно тосковал по родине, до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…», – заметил он. О тоске по России говорит и Сергей Есенин, на год уехавший за рубеж вместе со своей супругой Айседорой Дункан.
«Я не читаю признаний в любви к родине, а рассказываю о глубоких страданиях, которые пережили художники, оказавшиеся вдали от нее. И в этом лучше всего показать, что такое настоящие патриотические чувства, – поясняет Татьяна Юрьева. –
С программой «Единственная, незабвенная» мы очень много выступали в школах. И всякий раз учащиеся аплодировали нам стоя. Это трогает до глубины души».Патриотическая тематика стала неотъемлемой в творчестве Юрьевой. Ее лирические поэтические комментарии сопровождают концертную программу «Любимые песни России», регулярно появляющуюся в репертуаре филармонии. А сегодня ведущая работает над премьерой «Есть женщины в русских селеньях».
Гитара звучит, как оркестр
Игра известного немецкого гитариста и композитора Петера Фингера вызывает ассоциации со звучанием большого симфонического оркестра. Гастроли музыканта в городах нашей страны проходят ежегодно. В столицу Прииртышья Фингер приедет впервые. Наряду с Омском в российском концертном туре гитариста присутствуют такие города, как Самара, Тольятти, Димитровград и Ульяновск. 4 ноября в 19.00 с программой «Полифонический стиль» артист выступит на сцене Концертного зала филармонии. Петер Фингер – музыкант с говорящей фамилией. В переводе с английского «фингер» означает «палец». Фингерстайл (fingerstyle) – одна из самых сложных в освоении техник, раскрывающая потенциал гитары. Большая насыщенность различных приемов fingerstyle заставляет слушателя думать, что звучит не один инструмент, а целый оркестр.
Петер Фингер работает в разных жанрах и направлениях, исполняя произведения эпохи романтизма, импрессионизма и традиционный джаз. Артист родился в немецком городе Веймаре, в семье дирижера. В возрасте 6-ти лет он начинает учиться игре на скрипке, затем осваивает фортепиано. В 13 лет музыкант получает в подарок акустическую гитару, что предопределяет его дальнейшую судьбу.
В 1973 году появилась первая запись Фингера – альбом «Finger Picking». Сегодня дискографию маэстро составляют 18 альбомов. С 1976 года гитарист начинает активную гастрольную деятельность по Германии, США, Канаде, Японии, Англии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Голландии, Люксембургу, Франции, Италии, Финляндии, Польше, Эстонии. Артист ведет собственные авторские программы о гитарной музыке на радиостанциях, издает журнал «Akustik Gitarre». В 1988 году он основал собственное музыкальное издательство и лейбл «Acoustic Music Records». С 1998 года Фингер проводит ежегодный гитарный фестиваль «Open Strings» в Оснабрюке.
Американский пианист проведет мастер-класс с юными музыкантами Омска
8 ноября с Омским академическим симфоническим оркестром впервые выступит американский пианист Стивен Свидиш. Гастрольная поездка в Омск станет для маэстро первым визитом в нашу страну. Накануне своего концерта 6 ноября в Камерном зале филармонии американский гость проведет мастер-класс с тремя юными омскими пианистами – учащимися Детских школ искусств (ДШИ № 4, № 7 и № 10). Своими педагогическими методиками музыкант поделится с омскими преподавателями, которые приглашены на данное мероприятие. Американский пианист Стивен Свидиш выступал более чем в 60-ти странах, но с гастролями в Россию приезжает впервые. У исполнителя накоплен огромный опыт камерного музицирования и концертмейстерской практики с вокалистами и инструменталистами. Особую роль в творчестве Стивена Свидиша получило сотрудничество с выдающимися скрипачами (Генрих Шеринг, Джозеф Гингольд, Юджин Фодор) и виолончелистами (Вольфганг Лауфер, Цуёси Цуцуми, Рафаэль Уоллфиш). В качестве аккомпаниатора он много гастролировал с ними и записал несколько музыкальных альбомов. В 19-летнем возрасте Свидиш становится концертмейстером легендарного виолончелиста-виртуоза Яноша Старкера, что и определило его судьбу. Коллеги по сцене характеризуют пианиста как замечательного партнера, а стиль его игры называют аристократическим. Самым незабываемым моментом в карьере Свидиша, по собственному признанию артиста, стал его первый выход на сцену Карнеги-холла.«Я люблю все музыкальные стили. Но если нужно выбрать определенное направление, то остановлюсь на произведениях Моцарта и французских импрессионистов (Дебюсси и Равель)», – заметил он.Стивен Свидиш – эксклюзивный артист фирмы «Yamaha», член Ассоциации исполнителей камерной музыки. Маэстро получил степень бакалавра, магистра и доктора музыкального образования в знаменитой Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы (The Jacobs School of Music of Indiana University). Наряду с международной сольной концертной деятельностью Свидиш значительное время отводит преподавательской работе и в качестве педагога сотрудничает с различными учебными заведениями США и Европы. В их числе – факультет искусств Колледжа и Консерватории Оберлина (Oberlin College-Conservatory), Музыкальная школа Университета Мэриленда (the School of Music at the University of Maryland), Висконсинский университет (the University of Wisconsin), Техасский христианский университет (Texas Christian University), Консерватория Даль Абако (Conservatorio dall'Abaco) в Вероне (Италия).В настоящее время Стивен Свидиш преподает в Музыкальном институте Чикаго (Music Institute of Chicago). С 1996 года маэстро назначен художественным послом Государственного департамента США. В этом качестве он посетил множество уголков земного шара с концертами и мастер-классами для одаренных музыкантов: Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию, Аргентину, Кипр, Мальту, Сардинию, Чили.От своих воспитанников Свидиш старается добиться максимально высоких результатов. «Каждый молодой человек должен получить возможность выразить свою индивидуальность через творчество. На основе негативной критики со стороны преподавателя не будет профессионального роста учеников, – делится своими педагогическими взглядами пианист. – Я твердо верю, что главный критерий успешной работы педагога – это способность вдохновить учеников на творчество». О своем хобби, не связанном с музыкой, Стивен Свидиш говорит так: «Я – заядлый читатель, любитель игры в гольф и кулинарии».Помимо мастер-класса Стивена Свидиша в нынешнем году своими педагогическими находками с омскими учениками и преподавателями будет делиться еще один знаменитый музыкант – молодой российский виолончелист Денис Шаповалов. Встречи с мэтрами российской и зарубежной сцены будут проходить под патронатом Детской филармонии.Вечная женственность Маргариты
Она произносит поэтические слова о бессмертии и вечности, летает на половой щетке по бульварам и крышам Москвы, крушит оконные стекла. Столь полярными чертами характера наделил М.А. Булгаков главную героиню своего романа «Мастер и Маргарита». 7 ноября ее загадочный образ воплотит на сцене Камерного зала филармонии мастер художественного слова, заслуженный деятель искусств Омской области Алла Енина. Аккомпанирует артистке в предстоящем выступлении инструментальный ансамбль, в составе которого играют Татьяна Лазарева (скрипка) и Сергей Харсель (флейта). Начало программы в 19.00.«
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Глаза ее источали огонь, руки дрожали и были холодны», – так на страницах романа происходит первая встреча читателя с Маргаритой. Ее портрет автор не описывает в тексте детально, акцентирует внимание лишь на глазах. Но из книги мы слышим звук ее голоса, ее смех, видим ее движения. Для автора важен не внешний облик героини, а жизнь ее души. Булгаковская Маргарита – символ верности, женственности, красоты, самопожертвования во имя любви. Маргарита стала обобщенным поэтическим образом любящей женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой. Сильная и гордая, она борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной.
Перевоплощаться в фантастический женский образ мастеру художественного слова Алле Еиной помогал известный омский режиссер Артур Хайкин. В творческом союзе с ним Енина осуществила ряд своих сценических задумок. Магическую атмосферу литературно-музыкальной программе «Маргарита» придадут сказочные музыкальные миниатюры М.П. Мусоргского.
Артисты дебютируют в Тройном концерте
Исполнение Тройного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано Л. ван Бетховена – выдающееся событие в мире музыки. Это сочинение уникально и стоит в ряду бетховенских шедевров. 8 ноября оно прозвучит со сцены Концертного зала филармонии. В сопровождении Омского академического симфонического оркестра во главе с художественным руководителем и главным дирижером Дмитрием Васильевым в нем солируют молодые российские музыканты Дмитрий Бородин (скрипка), Игорь Нечаев (виолончель) и опытный американский пианист Стивен Свидиш, который впервые приедет в Россию. Для дирижера и каждого солиста предстоящее исполнение Тройного концерта Бетховена станет дебютным. Начало программы в 19.00. Три голоса человека Концерт, который написан для трех солирующих инструментов и оркестра называют тройным. Наиболее известным произведением в этом жанре стал Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Л. ван Бетховена – одно из самых светлых, радостных и праздничных сочинений немецкого автора. Тройной концерт – это три голоса человека – так характеризуют сочинение в музыкальной критике. В названии произведения при перечислении солистов первой упоминается скрипка. Но лидирующая роль отдана виолончели. Все темы и все части начинает именно этот инструмент. В Тройном концерте Бетховена партия виолончели сложнее всего. Ее человечный теплый голос звучит первым, затем возвышенно поет скрипка, в самом конце вступает фортепиано с его универсальным тембром. Самое сложное в Тройном концерте Бетховена – ансамбль солистов между собой, а также ансамбль солистов и оркестра. Для исполнения очень важно, чтобы музыканты существовали в одной эстетике. Но при этом обязательно должен быть переход от единой стихии к разным состояниям.
Появление Тройного концерта Бетховена на академической сцене, а также его исполнительский состав всегда привлекают внимание мировой музыкальной общественности. Произведение исполняется крайне редко. Причина состоит в том, что очень сложно найти и объединить трех виртуозных солистов. В числе знаменитых интерпретаторов бетховенского шедевра – выдающиеся отечественные и зарубежные музыканты: Д. Ойстрах (скрипка), М. Ростропович (виолончель), С. Рихтер (фортепиано) во главе с маэстро К. Кондрашиным и Г. фон Караяном. Среди наших современников – это Сергей Крылов (скрипка), Александр Князев и Наталья Гутман (виолончель), Николай Луганский и Борис Березовский (фортепиано), дирижер Александр Сладковский. Каждое новое поколение очень бережно относится к исполнительской традиции Тройного концерта, но при этом вносит в его интерпретацию более быстрые темпы и огненную энергетику.
Предстоящее исполнение Тройного концерта в Омске удивит необычным составом солистов. В сопровождении Омского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Васильева его интерпретацию представят двое молодых российских музыкантов
Дмитрий Бородин (скрипка),
Игорь Нечаев (виолончель) и опытный американский пианист
Стивен Свидиш. Все они впервые встретятся на одной сцене.
Лауреат всероссийских и зарубежных конкурсов Скрипач
Дмитрий Бородин – наш земляк, выпускник омской Детской школы искусств № 1 им. Ю.И. Янкелевича. Он неоднократно выступал с Омским симфоническим оркестром и сольными программами в Органном зале филармонии. Дмитрий – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В 2009 году на I Международном конкурсе скрипачей им. Ю.И. Янкелевича, прошедшем в нашем городе, он занял III место и завоевал приз зрительских симпатий. В 2011 году – поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в класс профессора, народной артистки России Ирины Бочковой. В нынешнем году скрипач успешно ее окончил и стал студентом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Гастрольная география молодого артиста расширяется с каждым годом. Он выступал в Англии, Германии, Испании, Латвии, Литве, Мексике.
Лауреат всероссийских и зарубежных конкурсов виолончелист
Игорь Нечаев родом из Екатеринбурга. В 2011 году он с отличием окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского. В настоящее время музыкант учится в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Виолончелист ведет активную концертную деятельность в Москве, Екатеринбурге, Казани, Тюмени, Нижнем Тагиле и других городах России.
«
У меня давно была мечта сыграть Тройной концерт Бетховена. Это одно из моих любимых произведений, – рассказал Игорь Нечаев. –
С Дмитрием Бородины мы знакомы по консерватории, но на сцене встретимся впервые. На наше первое совместное выступление в Омске мы возлагаем большие надежды. После него планируем осуществить множество совместных проектов».
Американский пианист
Стивен Свидиш выступал более чем 60-ти странах, но с гастролями в Россию приезжает впервые. У исполнителя накоплен огромный опыт камерного музицирования и концертмейстерской практики с вокалистами и инструменталистами. Особую роль в творчестве Стивена Свидиша получило сотрудничество с выдающимися скрипачами и виолончелистами. В качестве аккомпаниатора он много гастролировал с ними и записал несколько музыкальных альбомов. Коллеги по сцене характеризуют пианиста как замечательного партнера, а стиль его игры называют аристократическим.
Стивен Свидиш – эксклюзивный артист фирмы «Yamaha».
Маэстро получил степень бакалавра, магистра и доктора музыкального образования в знаменитой Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы (The Jacobs School of Music of Indiana University). Наряду с международной сольной концертной деятельностью Свидиш значительное время отводит преподавательской работе и в качестве педагога сотрудничает с различными учебными заведениями США и Европы. В их числе – факультет искусств Колледжа и Консерватории Оберлина (Oberlin College-Conservatory), Музыкальная школа Университета Мэриленда (the School of Music at the University of Maryland), Висконсинский университет (the University of Wisconsin), Техасский христианский университет (Texas Christian University), Консерватория Даль Абако (Conservatorio dall'Abaco) в Вероне (Италия). В настоящее время он преподает в Музыкальном институте Чикаго (Music Institute of Chicago). С 1996 года Свидиш назначен художественным послом Государственного департамента США. В этом качестве он посетил множество уголков земного шара с концертами и мастер-классами для одаренных музыкантов: Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию, Аргентину, Кипр, Мальту, Сардинию, Чили.
Магия чиселПредстоящая концертная программа таит в себе множество сюрпризов. Так, например, 8 ноября в день концерта скрипачу Дмитрию Бородину исполнится 20 лет. Как истинный артист свой юбилей он встретит на сцене. Виолончелист Игорь Нечаев будет играть на старинном итальянском инструменте середины XVIII столетия – виолончели кремонского мастера Pietro Anselmo. Пианист Стивен Свидиш помимо выступления проведет мастер-класс с юными пианистами – учащимися омских детских школ искусств. А Омский академический симфонический оркестр во главе с дирижером Дмитрием Васильевым предстоящим концертом откроет новую абонементную серию, получившую название «Магия чисел». В текущем концертном сезоне «Магия чисел» посвящена числу «3». В этом цикле, состоящем из трех музыкальных программ, артисты исполнят концерты и симфонии с порядковым номером «3». Тройка, как известно, – символ всего духовного, это тройственный союз композиторов исполнителей, и слушателей.
Джаз-леди российской сцены
Знаменитый московский джазовый пианист народный артист России Даниил Крамер дал старт своему новому проекту. Абонемент, с которым в нынешнем концертном сезоне маэстро выступает на филармонических площадках нашей страны, получил название «LADIES IN JAZZ, или В джазе только девушки». Его концепция предельно ясна – показать творчество российских джазовых певиц. Первой леди, которая откроет данную абонементную серию, стала молодая вокалистка, финалистка популярного телевизионного проекта «Голос» Полина Зизак. «Ее пение отличает тонкая лирика и редкое чувство мелодизма», – так характеризуют творческую манеру певицы критики. 9 ноября артисты встретятся с омской публикой, выступив в Концертном зале филармонии. Начало программы в 19.00. «Джаз – основа моего репертуара»,
– говорит о своем творчестве молодая московская вокалистка Полина Зизак. Певица родилась в семье музыкантов, окончила музыкальную школу по классу фортепиано и Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства по классу вокала. В настоящий момент она учится на втором курсе Российской академии музыки им. Гнесиных. С 2008 года Полина Зизак – резидент проекта «Jazz Parking» – творческой площадки, на которой выступают молодые российские джазовые исполнители.
Путевку на большую сцену Зизак получает благодаря популярному телевизионному вокальному конкурсу «Голос». Наставником певицы в этом проекте стал Александр Градский. «
Девятнадцать лет, а какой талант!»,
– восторгался мэтр своей воспитанницей в телеэфире. «At last» («Наконец»), «Proud Mary» («Гордая Мэри»), «Power of love» («Сила любви»),
And I`m telling you («Послушай, я не ухожу») – с этими знаменитыми зарубежными джазовыми хитами вокалистка появлялась на телеэкране. В конкурсном проекте Зизак исполняла исключительно англоязычный репертуар, не успев коснуться русской музыки. Но желание спеть произведения на родном языке не покидает артистку.
«
В концертах нашего гастрольного тура публика услышит традиционные джазовые хиты, госпел, соул в новых аранжировках.
Возможно, что включу в программу несколько русских романсов», – рассказывает Полина Зизак.
Начало творческого сотрудничества Полины Зизак и Даниила Крамера было положено в марте текущего года. Их первый совместный концерт «Игры в джаз» состоялся на сцене Московского международного Дома музыки. Нынешний всероссийский гастрольный тур артистов уже стартовал и включает в себя 18 городов: Череповец, Вологда, Сыктывкар, Киров, Казань, Тольятти, Самара, Саратов, Снежинск, Алапаевск, Асбест, Ревда, Каменск-Уральский, Екатеринбург, Тюмень, Заводоуковск, Омск и Уфа. В столице Прииртышья артисты выступят под занавес своего турне.
Красочные полотна русской музыки
Художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев с особым трепетом и почитанием относится к российскому музыкальному наследию. В ноябре маэстро и возглавляемый им коллектив готовятся исполнить две новые концертные программы, посвященные творчеству отечественных композиторов. Первая из них, получившая название «Русские картины», состоится 13 ноября в рамках дневного общедоступного концерта. Начало программы в 15.30. В программу «Русские картины» включены произведения, демонстрирующие различные грани русского музыкального искусства, – балет, опера, концерт, симфония. Артисты исполнят сочинения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина – трех столпов отечественной музыкальной классики. У каждого свой стиль, свои краски и звуки. Но темы, поднимаемые композиторами, – во многом едины. Размышления о вечном, духовном, человек в борьбе с роком, непостижимый, безграничный космос – вот философская основа произведений, которые будут исполнены в предстоящем концерте. В программе «Русские картины» публика услышит знаменитую Пятую симфонию П.И. Чайковского, виртуозный Фортепианный концерт А.Н. Скрябина. Высокую и глубокую проблематику концерта расцветят симфонические пляски. В концерте прозвучат шедевры отечественной танцевальной музыки – Четыре танца из жемчужины русского балета – «Лебединого озера» П.И. Чайковского – и красочные Женская и мужская пляски из оперы «Алеко» С.В. Рахманинова.
Программа «Русские картины» станет своеобразной преамбулой к масштабному концерту, который получил название «Ода Руси» и состоится 13 ноября в Концертном зале филармонии. В нем Омский академический симфонический оркестр продолжит знакомить слушателей с монументальными музыкальными полотнами отечественной классики.
Музыкальная идиллия с Омским камерным оркестром
В каждую программу включать новые, ранее не исполнявшиеся коллективом произведения, – такую творческую задачу поставил в нынешнем концертном сезоне Омский камерный оркестр. Последние два выступления артистов полностью соответствовали данной художественной концепции. 16 ноября в Концертном зале филармонии музыканты исполнят очередную премьеру – «Идиллию для струнных» чешского композитора Леоша Яначека. Начало программы в 19.00. Предстоящее выступление коллектива под руководством новосибирского дирижера Рустама Дильмухаметова будет посвящено творчеству другого знаменитого композитора – Джоаккино Россини. «Солнцем Италии» называли его современники. Из музыкального наследия композитора артисты выбрали обаятельную Сонату для струнных № 3. Легкость, огненный блеск, яркие, чисто итальянские мелодии, веселье и великолепный юмор характеризуют произведения итальянского автора.
Свои шесть юношеских сонат он создал в возрасте 12-ти лет. Каждая из них написана для квартета, состоящего из двух скрипок, виолончели и контрабаса. Сонаты Россини моментально вошли в репертуар, но не квартетов (из-за нестандартного состава), а камерных оркестров, для которых стали чем-то вроде визитной карточки. Инструментальные партии, написанные Россини, требуют большой виртуозности. К участникам ансамблей автор отнесся как к театральным персонажам, придав каждому особые черты. Особенно характерен контрабас-буффо, или комический бас. Такая забавная партия больше не встречается в камерном репертуаре.
В Концертном зале прозвучит Гимн Евросоюза
Предстоящее выступление Духовой оркестр Омской филармонии посвящает нескольким знаменательным датам истории. 16 ноября в фойе Концертного зала филармонии свою традиционную танцевальную программу «Послеполуденное рандеву» артисты наполнят необычным содержанием. Начало концерта в 15.00.Выступление коллектива во главе с художественным руководителем и главным дирижером Олегом Романовым начнется с финального фрагмента из Девятой симфонии Л. ван Бетховена, ставшего официальным Гимном Евросоюза. Такой пролог к концертной программе вовсе не случаен. 16 ноября – Международный День толерантности. Торжественный Гимн Евросоюза выражает идею народного единства, а значит уважения, равноправия и терпимости. Аранжировки произведения, созданные знаменитым австрийским дирижером Гербертом фон Караяном, существуют для различных инструментальных составов. Одна из них написана специально для духового оркестра.
В концертной программе «Послеполуденное рандеву» сделан акцент и на другие памятные даты истории, которые совпадают с предстоящим выступлением коллектива. 11 ноября мировая общественность отмечает 192 года со дня рождения Ф.М. Достоевского, 16 ноября – 139 лет со дня рождения адмирала А.В. Колчака.
«Духовой оркестр посвящает свое выступление двум выдающимся личностям, чья жизнь и деятельность связана с нашим регионом, – говорит художественный руководитель и главный дирижер коллектива
Олег Романов. –
В программу концерта мы включили вальсы и полонезы, которые звучали во времена Достоевского и Колчака».
Хореографические шутки на сцене Концертного зала
17 ноября в Концертном зале филармонии Государственный Омский русский народный хор открывает свой новый концертный сезон яркой масштабной программой «Велика Россия, да Сибирь одна». Выступление прославленного коллектива будет изобиловать множеством новых хореографических постановок и вокальных композиций. Начало программы в 17.00.Присутствие танцевальной постановки в репертуаре коллектива на долгие годы – вот залог успешной работы хореографа. В этом уверен новый балетмейстер Государственного Омского русского народного хора заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России
Зуфар Толбеев. Сотрудничество с прославленным российским хореографом омский коллектив начал весной нынешнего года, накануне европейских гастролей. В результате за небольшой промежуток времени репертуар Омского русского народного хора пополнился семью новыми хореографическим номерами в постановке Зуфара Толбеева: «Сибирская топотуха», «Танец с пиджаками», «Омская крутеха», «В сибирской бане», «Омская кадриль», «Жили у бабуси», «Хлопуха». Все они вошли в программу предстоящего концерта.
«Это танцевальные картинки, зарисовки, хореографические шутки – именно так можно определить жанровую разновидность постановок, – рассказывает Зуфар Толбеев. –
Например, танец «В сибирской бане» с юмором рассказывает о том, как попав первый раз в баню, человек неожиданно стал парщиком. Мужской «Танец с пиджаками» – это история о том, что произошло с городским парнем, оказавшимся в деревне. В номере «Жили у бабуси» через характеры животных артисты отражают психологию человека. А «Омская кадриль» подразумевает интерактив со зрителями: в сценическое действо танцоры вовлекут публику».«Хлопуха» – мужская пляска, в которой танцоры соревнуются в ловкости, выявляя лидера. Танец исполняется без музыкального сопровождения. Хлопками, притопами артисты сами создают себе аккомпанемент. «Омская крутеха» – девичий танец, построенный на вращениях, основой «Сибирской топотухи» стала дробь, без которой немыслимы русские народные танцы. Сильные, резкие, частые удары ногами в пол превратятся в исполнении омских артистов в красивую и зрелищную комбинацию.
«Все танцы, которые мы представим в новой программе, демонстрируют техническое мастерство исполнителей, наполнены сложными элементами и зрелищными театральными эффектами. В наших дальнейших творческих планах – начать работать с самобытным фольклорным музыкальным материалом и хореографией», – добавил Зуфар Толбеев.
Богатырская сила музыки
Раздольная русская степь с бескрайними просторами, боевые схватки и подвиги, богатырское пиршество – эти и многие другие образы рождает в воображении слушателей музыка, которая прозвучит в новой концертной программе «Ода Руси». 22 ноября в Концертном зале филармонии с ней выступит Омский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева. Концерт посвящен творчеству отечественных композиторов. Непременный атрибут русской культуры – колокольные звоны и многоголосное пение. Без этих значимых художественных компонентов не обойдется и предстоящая концертная программа. Начало концерта в 19.00.В концерте «Ода Руси» прозвучат три произведения – Симфония № 2 «Богатырская» А.П. Бородина, «Русь колокольная» А.П. Петрова, Кантата «Москва» П.И. Чайковский. Содержание первого музыкального полотна вызывает ассоциации с героями древнерусского богатырского эпоса. В сочинении Бородина слышатся звуки бешеной лошадиной скачки, аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн.
«Колокольная Русь» Петрова рождает звуковые образы колокольных звонов, соответствующих разным душевным состояниям человека: то поэтичным, печальным, то радостным и торжественным. Кантата Чайковского «Москва» повествует об истории становления и развития первопрестольной столицы России, воссоздает ее величавый, героический образ, воспевает богатырскую силу и доблесть русского народа. Произведение создано по случаю коронации русского Императора Александра III. Его премьера состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году.
Кантата Чайковского написана для солистов, хора и оркестра. Хор и солистов композитор наделил разнообразными характерами. Баритон, партию которого исполнит артист Омского музыкального театра
Джени Окропиридзе, воплощает образ рассказчика, древнерусского певца-бояна. Меццо-сопрано – вокалистка Омской филармонии
Яна Егиазарян – воина и Москвы-освободительницы славянских народов. Хоровые эпизоды создают эпическое повествование о зарождении Москвы и периоде татаро-монгольского ига.
Последний раз кантата «Москва» звучала в Омске четверть века назад. В предстоящей концертной программе участвовать в ее исполнении будет камерный хор «Певчие» под руководством заслуженного работника культуры России
Ларисы Сабитовой. Это молодой омский коллектив, созданный в 2012 году по инициативе Сабитовой. В его состав входят опытные вокалисты – выпускники музыкальных специальностей факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского разных лет.
Концертную программу «Ода Руси» продолжит дискуссионная беседа с художественным руководителем и главным дирижером Омского академического симфонического оркестра
Дмитрием Васильевым в фойе Концертного зала. Маэстро приглашает меломанов к разговору на тему «Русская музыка в пространстве философии». К участию в обсуждении приглашены преподаватели омских вузов. Модератор – кандидат философских наук, доцент
Тадэуш Мильчарек.
Две премьеры от симфонического оркестра
Впервые в Омске!
«Русь колокольная» Андрея Петрова
Концерт № 2 для кларнета с оркестром Малкольма Арнольда
Омский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева готовится познакомить слушателей с очередными премьерами. 22 ноября в рамках концертной программы «Ода Руси» коллектив исполнит фантазию для оркестра «Русь колокольная» современного российского композитора Андрея Петрова. 29 ноября в концертной программе «На другой стороне земли» – Концерт № 2 для кларнета с оркестром британского классика Малкольма Арнольда. Оба произведения впервые прозвучат в нашем городе.Андрей Петров (1930-2006) – классик современной отечественной музыки. Его творчество многообразно. Перу известного петербургского композитора принадлежат популярные мелодии к кинофильмам, песни и романсы, произведения крупных форм – балеты, оперы, симфонии, оратории. В 1990 году он написал фантазию для оркестра «Русь колокольная», представляющую собой симфонические вариации на тему М. Мусоргского. О своем сочинении автор рассказывает так:
«Меня всегда ошеломляла яркость и новизна звучания знаменитого эпизода колокольного звона в опере «Борис Годунов». И, в то же время, всегда было немного жаль, что (как мне казалось) он так быстро заканчивается. Хотелось продлить эту необыкновенную музыку... Так родился замысел вариаций на эту тему. Серия свободных вариаций «Русь колокольная» – это звуковые образы колокольных звонов, как бы соответствующие разным душевным состояниям человека – то поэтичным, печальным, то радостным и торжественным».Колокольные звоны наполнят Концертный зал
Российская премьера сочинения состоялась в 1990 году. Первыми исполнителями стали артисты Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича во главе с маэстро Юрием Темиркановым, а также Ансамбль колокольной музыки под руководством Валерия Лоханского. В 1995 году «Русь колокольная» вышла на диске. В ХХI веке все больше коллективов обращается к этой музыке. В Омске произведение прозвучит впервые.
«Несколько лет назад с оркестром мы начали разбирать партитуру «Руси колокольной», но произведение в итоге так и не исполнили, – рассказывает художественный руководитель и главный дирижер коллектива Дмитрий Васильев. – Колокольный звон, по замыслу композитора, создается звучанием различных инструментов – струнных, духовых. Значительная роль отведена оркестровым трубчатым колоколам».Памяти Бенни Гудмена
Малкольм Арнольд (1921-2006) – один из крупнейших британских композиторов XX века. Его сочинения наполнены жизнерадостностью и юмором. Арнольд – автор музыки к 132 художественным фильмам, обладатель премии «Оскар» за лучший саундтрек. Помимо киномузыки композитор создавал произведения в таких жанрах, как симфонии, балеты, оперы. Из-под пера Арнольда явились 20 концертов для различных солирующих инструментов. В Омске впервые прозвучит его Концерт № 2 для кларнета с оркестром, который написан в 1974 году и посвящен прославленному американскому музыканту Бенни Гудмену. Сольную партию исполнит постоянный партнер Омского академического симфонического оркестра, выдающийся московский кларнетист-виртуоз, лауреат международных конкурсов
Игорь Федоров:
«Я услышал этот концерт очень давно и был поражен его невероятными красками, сочетанием тонкой лирики и джазовых мотивов. Ноты удалось найти с большим трудом, – делится он. – Сейчас этот Концерт один из самых любимых мною произведений. Совсем недавно я исполнял это сочинение с Государственным симфоническим оркестром Татарстана под руководством Александра Сладковского на фестивале Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале» в городе Иркутске. Уверен, что и омским слушателям музыка доставит большое удовольствие!»В марте нынешнего года в Нижнем Новгороде Игорь Федоров и маэстро Васильев вместе с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии осуществили российскую премьеру Концерта № 2 для кларнета с оркестром Арнольда. Мировая премьера произведения состоялась в 1974 году в интерпретации Денверского симфонического оркестра (Denver Symphony Orchestra, штат Колорадо) и знаменитого Бенни Гудмена.
Сказочный полет «На крыльях фантазии»
Исполнять музыкальные сказки для детей – добрая традиция Омского академического симфонического оркестра. Обращаясь к этому репертуару, артисты разыгрывают на сцене настоящие мини-спектакли, воплощая образы героев известных сказочных историй: «Колобок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке» и другие. В нынешнем концертном сезоне данное направление получает новое развитие. С этой целью главный дирижер и художественный руководитель коллектива Дмитрий Васильев пригласил к участию молодых актеров Драматического лицейского театра. Результатом совместного творчества явился проект «В сказочной стране Гармонии» – серия из трех театрализованных концертов для детей 6-9 лет и их родителей. Первое представление данной сценической трилогии «На крыльях фантазии» состоится 24 ноября в Концертном зале филармонии». Начало программы в 12.00.Главные герои предстоящего действа – Варя и Володя – современные школьники, живущие в мире цифровых гаджетов. Новейшие технические устройства лишают ребят способности к фантазии и воображению. Но однажды в их жизни появляется Волшебник, который открывает им удивительную страну, где правит Гармония. Проводником в этот сказочный мир, своеобразной волшебной силой становится симфонический оркестр. Именно он призван разбудить фантазию и воображение школьников. Ребята знакомятся с классической музыкой, звучанием отдельных инструментов.
«Звучит музыка Грига – «Песня Сольвейг», «Утро», «В пещере горного короля», «Норвежский танец» – и фантазия ребят рисует картины великолепных норвежских склонов, образы гоблинов и троллей – героев скандинавских мифов, в костюмы которых облачаются артисты», – рассказывает автор сценария и режиссер проекта, ведущий артист Драматического лицейского театра
Евгений Точилов.
Проект «В сказочной стране Гармонии» – его авторская разработка, задуманная им изначально в качестве учебной работы. Сегодня помимо игры в театре Евгений Точилов постигает искусство режиссуры на факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Подготовленный им сценарий будущего представления одобрило художественное руководство филармонии и воплотило в творческую практику.
По замыслу режиссера, наряду с артистами оркестра в проекте участвуют четыре сказочных персонажа. Сам Евгений Точилов предстанет в роли Волшебника, ведущая концертных программа, музыковед, заслуженный работник культуры России
Ольга Бурик сыграет роль сказочной феи Гармонии, а образы Вари и Вити воплотят юные артисты Драматического лицейского театра
Дарья Шатохина и
Владимир Билык.
«На театральной сцене они делают первые шаги, осваивают детский репертуар, – делится Евгений Точилов. –
Владимир Билык известен зрителям по роли Незнайки в спектакле «Коротышки в сказочном городе», который идет на сцене Лицейского театра, а также по роли Малыша в мюзикле Музыкального театра «Карлсон, который живет на крыше».Непременным участником музыкально-театрального действа станут юные слушатели Концертного зала. Артисты приготовили для них всевозможные творческие задания. Финал концертной программы «На крыльях фантазии» остается открытым. Сказочная история входит в состав трилогии и получит продолжение в двух следующих представлениях – «Хозяйка хрустального сердца» и «Бал во дворце». Познакомиться с ними публика сможет в феврале и апреле следующего года.
Органный фестиваль в Омске даст рождение новому дуэту
В Омской филармонии продолжается VI Сибирский международный фестиваль органной музыки. Его участники объединились в самые разнообразные инструментальные ансамбли. Орган звучит в дуэте с арфой, скрипкой, роялем, флейтой, саксофоном. Такова специфика масштабного музыкального форума в нынешнем филармоническом сезоне. 28 ноября состоится один из самых неожиданных концертов. В сопровождении органа, за которым выступит маэстро из Германии Хайнрих Вальтер, прозвучит художественное слово артистки Омской филармонии Ларисы Дубининой. Исполнители встретятся на одной сцене впервые. Их совместная программа, наполненная духовной музыкой, поэзией и прозой, представляет собой философское размышление о вечном. Начало концерта в 19.00.
Хайнрих Вальтер – органист Кафедрального собора в Кольмаре (Франция). Репертуар немецкого органиста имеет различные стилистические направления и включает музыку пяти веков. Концертная практика немецкого музыканта развивается в таких странах, как Дания, Германия, Исландия, Испания, Франция, Швейцария, Украина и США. Много времени маэстро уделяет педагогической работе. С 1989 года он преподает в Государственной высшей музыкальной школе Фрайбурга. С 1994 года – в Академии церковной музыки Роттенбурга. С 2002 – в Академии церковной музыки Хайдельберга.
В 2002 году Вальтер впервые побывал с гастролями в нашей стране и неоднократно выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Перми, Томске, Тюмени, Уфе, Хабаровске и Челябинске. В Омске в рамках очередного российского гастрольного тура органиста его концерт состоится впервые и получит уникальное художественное наполнение. Духовную музыку И.С. Баха, Д. Букстехуде и Ф. Листа в исполнении маэстро Вальтера дополнит отечественная поэзия и проза, которую прочтет мастер художественного слова Омской филармонии Лариса Дубинина.
Выступления в сопровождении органа в творческой практике Дубининой уже присутствуют. В 2010 году в своей премьерной литературно-музыкальной программе «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» она впервые использовала органный аккомпанемент. В ноябре этот концерт-притча с аншлагом прошел на сцене Органного зала и стал для его автора своеобразной преамбулой к предстоящему выступлению с немецким гостем.
Для совместной концертной программы с маэстро Хайнрихом Вальтером Дубинина выбрала излюбленный литературный материал – современную российскую поэзию и прозу: стихотворения Юрия Левитанского и фрагмент из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Поэзия сольется с музыкой Баха и Букстехуде, а прозаический отрывок, представляющий собой эпизод казни Иешуа из романа Мастера, – с сочинением Листа.
Фортепианные контрасты между эпохами
З0 ноября публика Органного зала филармонии сможет познакомиться с творчеством московского пианиста Дмитрия Тетерина, который впервые выступит в нашем городе. Его концертную программу «Из фортепианного альбома» составляют сочинения Моцарта, Листа, Рахманинова и Скрябина. Начало концерта в 17.00.Дмитрий Тетерин соединяет в своем творчестве американские и российские фортепианные традиции. Артист окончил Кливлендский институт музыки (США) и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сегодня он занимается педагогической деятельностью, много гастролирует и дает мастер-классы в России, Англии, Аргентине, Германии, Испании, Италии, Канаде, Колумбии, Польше, США, Турции, Уругвае, Франции, Чили, Южной Африке и Японии.
Первые творческие успехи Тетерина, давшие старт его международной карьере, состоялись на Западе. В 1994 году артист стал обладателем II премии на Международном конкурсе в Солт-Лейк Сити (США), в 1995 – III премии на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США), в 1996 – II премии на Международном конкурсе пианистов в Претории (Южная Африка). Затем в конкурсной деятельности музыканта последовала череда первых мест, которые он завоевал на международных конкурсах пианистов в Страсбурге (Франция), Палм- Бич и Цинциннати (США).
«Составляя программу своего концерта, я хотел сопоставить в разных отделениях западноевропейскую музыку XVIII-XIX веков и произведения русских композиторов ХХ столетия, – поясняет
Дмитрий Тетерин, –
При разработке программ я учитываю контрасты между разными эпохами, стилями и культурами. Передать различия между ними с помощью звуков и их разнообразия – моя задача как пианиста».