Много солнца было в эти дни в Саратове. Еще больше его было в Большом зале консерватории на закрытии XX Международного органного фестиваля.
Наш гость, блистательный органист из прекрасной Франции вышел на сцену в атласной рубашке цвета солнечных лучей,поклонники поднесли ему желтые розы на длинных ножках - в тон рубашке и тому мажорному настроению,которое умеет создавать музыкант свой виртуозной игрой.А одна зрительница подарила Францису Видилу роскошный символ французского королевского дома –белые лилии. Финал концерта потонул в долгих овациях.
Видил не впервые в Саратове, здесь знают и любят маэстро.Он общепризнанный мастер игры на органе.10 лет занимался в Парижской и Версальской консерваториях по разным специальностям. Еще когда учился в Версале, получил три главных «пианистических» приза,а в 35 лет был назначен профессором тамошней консерватории.
Обучался музыкальной импровизации, игре на клавесине, скрипке, трубе,ударных, джазовом фортепиано в Париже. Воистину является человеком-оркестром.И это еще не все.Обладатель практически всех первых премий международных конкурсов импровизаторов на органе и фортепиано,Францис по праву считается королем концертных импровизаций Европы.
Более того, знатоки находят большое сходство французского музыканта с великим Амадеем.И портретное, и исполнительское – в стиле игры. Поэтому роль Моцарта в театре и кино давно стала визитной карточкой Франциса.Думаю, сходство есть и в темпераменте.Безукоризненный исполнитель классики и превосходный импровизатор различных стилей, вплоть до джаза , он всегда сильно увлекается, увлекая за собой зрителя в свободную музыкальную стихию .
Так было и в этот вечер.Наш гость не уходил со сцены два часа, наполняя зал то мужественным баховским звучанием, ( первое исполнение на органе в России Токкаты ми минор) ,то завораживающими прелюдиями Шопена ( редко исполняются не на фортепиано),то аккомпанируя оперным партиям молодых вокалистов (меццо Юлия Максимова и бас Илья Иванов).
Вторая же часть концерта была чисто импровизационная , Видил пустился в вольное плаванье по музыкальным волнам, умудряясь соединять игру на таком сложнейшем инструменте, как орган,с призывным соло трубы и гулким звоном колоколов. Играл он и на двух роялях, и на металлофоне, ударяя иногда в барабан. Иногда явственно проявлялась русская мелодия ( комплиментарная для саратовского зрителя), но чаще это был какой-то позитивный, ровный и светлый поток музыкального сознания.
После концерта мы немного побеседовали с нашим гостем на английском . Точнее, я «побеседовала» . Хорошо, что на помощь нам пришла возглавляющая в Саратове Российско-французское общество очаровательная Любовь Михайлова: музыкант порой терялся от моего английского и переходил на родной язык ( надо учитывать, что французы – почти носители языка страны, от которой их отделяет только узенький пролив, а соединяют некоторые общие корни).Но втроем мы славно поговорили, уточнив, что Видил второй раз приехал в Саратов ( был с концертом в сентябре 2009 года) . А в Россию впервые попал в 90-е годы вместе с европейским театром – исполнял роль Моцарта. И играл музыку, и импровизировал на сцене,как чрезвычайно любил его великий прототип.
У французского органиста есть целая концертная программа по Шопену, которую он исполнил дома совсем недавно. Считает его прекрасным композитором, но не относит к самым любимым.Отец Франциса был очень известным органистом. Возможно,именно орган стал первым инструментом ребенка ( сам уже не помнит, так рано это произошло). Тем более, что мальчик сопровождал отца в его поездках.Но это могло быть и пианино, которое стояло недалеко от его кроватки.И он мог тихонько к нему подходить ночами, когда мама не видела. Талантливый малыш научился сначала играть самостоятельно, и уже потом получил профессиональное образование в двух консерваториях.
Сейчас играет практически на всех инструментах,как он с юмором говорит,«по которым можно ударить» (имеются в виду не только ударные, но и клавишные) . И уже 30 лет руководит лучшим перкуссионным классом.Причем учит студентов не только на родине. Сейчас профессор Видил ставит интересный эксперимент, пытаясь соединить колокола с органом.Пока же в мире существует только карильон, где колокола объединены с похожим на маленькое пианино пультом*.
Дома , правда,( а живет он в великолепном городке королей Версале,чьими видами мы любовались на слайдах во время концерта) у него нет органа, только гармоника.Это позиция, глубоко обоснованная. Францис относится к тем музыкантам, которые не репетируют дома.
-Для меня важен контакт с людьми, это происходит на концерте, а не когда я играю один. Энергия музыки и слушателей питает силы. Главное событие - концерт, встреча со своим зрителем. Общение через музыку- это и отдых, и оздоровление, - рассказывает он.
-Все думают, что рай –это нечто прекрасное,- продолжает маэстро.- А для меня то, что произошло на концерте в Саратове, и есть рай.
-Так рай –это труд?- уточняю я на всякий случай.
- Да, но когда труд не в труд, а в удовольствие.Ощущение своей нужности,полезности приносит радость, дает своего рода стержень в жизни.
Отдыхать «как все» нет у него ни времени,ни желания. Ведь Видил к тому же еще отличный организатор, устраивает европейские, американские и кубинские фестивали органной импровизации. Выдающийся музыкант , конечно же, и много концертирует,играет в странах Европы, в Америке. Правда, никогда не углубляется дальше в Азию. По образному выражению Франциса,солнце всходит для него здесь, не восточнее нашей страны. Россия его интересует.Здесь он впервые увидел бескрайний простор степи и понял,почему наша балалайка только в три струны.Вообще он начал «понимать что-то про Россию».
Это был очень лиричный и теплый разговор с человеком, который много знает о русской культуре, уважает её и понимает,с каким уважением относятся здесь к культуре французской. На прощание мы обменялись благодарственными словами: Видил – по-русски, я же пробормотала общеизвестное «мерси».
-Приезжайте еще,- горячо, почти хором попросили мы с переводчицей.
-Да, если вы хотите, -ответил нам замечательный музыкант. И это не было пустой формальностью с его стороны.
Ирина Крайнова, фото автора
*Главные элементы конструкции карильона: исполнительский пульт (с мануалами и педальной клавиатурой, как у органа) и набор неподвижно подвешенных колоколов. Клавиши-рычаги мануалов и педальные клавиши через систему блоков соединены с языками колоколов тросами, которые при игре приводят языки в движение, ударяя о край колокола.