За 20 лет в Саратове свои программы представили более 60 органистов из всех стран Европы. Концертный орган фирмы «SAUER» из ГДР появился в Саратове в 1985 году при СССР, первый же фестиваль стартовал осенью 1991 года уже в новой России. Идею подарил профессор Гнесинской Академии музыки Александр Фисейский.
Он заметил: «Такому городу просто необходим ежегодный музыкальный форум, центром и основным действующим лицом которого будет консерваторский орган». Несмотря на малую известность саратовского органа, желающие европейские органисты нашлись, финансовую помощь оказал нарождающийся бизнес, с рекламой выручил Андрей Владимирович Россошанский, руководивший в то время газетой «Новый стиль». Конечно, трудностей хватало. Тем более буквально накануне открытия фестиваля, в конце августа 91го года, грянул путч. Если бы ГКЧП победил, фестиваль вряд ли бы случился. Органисты Европы восприняли ГКЧП как атавизм КГБ.
Но произошло то, что произошло. И в сентябре 91го года в Саратове прошел первый фестивальный органный праздник. За месяц состоялось 10 концертов как сольного органа (Хайнц Вундерлих, Лео Кремер, Луиджи Тойя), так и органа с джазовым вокалом и католическим хором. Эйфория, ажиотаж, билеты раскупили досрочно, полные залы. А услышать впервые дуэт органа с гитарой Игоря Заславского (теперь гражданина Германии в Кайзерслаутерне) было столько желающих, что зрителей даже посадили на сцене. Это сейчас в сентябре многие на комфортабельных дачах живут, а тогда у граждан в большинстве своем имелись только «фазенды» с хозпостройкой и 6 сотками. Выбор между дачей и концертом был очевиден. Плюс к тому классика в начале 90-х высоко котировалась. Филармонический квартет «Моц-арт» по деревням гастролировал успех имел. На I фестивале были и фестивальные курьёзы. Патриарх итальянского органа, миланец Луиджи Тойя в центральном саратовском ресторане «оставил» в престарелой курице свой зуб... А профессор Московской консерватории Сергей Дижур вынужден был задержать начало второго отделения, разбив нос в тёмном коридоре перед артистической комнатой, где были вывернуты дефицитные лампочки. И в дальнейшем концерты иностранных органистов имели, нередко, объективные причины для отмен извержение вулкана, болезни музыкантов. Так, выдающийся русский органист, Народный артист РФ Олег Янченко именно при отъезде в Саратов получил инсульт на Павелецком вокзале.
В рамках ХX Международного фестиваля европейских органистов в Большом зале Саратовской консерватории выступят пять ведущих европейских музыкантов голландец Арьян Брекховен (27.09.11), бельгиец Жан ван Мол (23.01.12), итальянец Паоло Орени (23.03.12), ирландец Патрик Хоппер (06.05.12), француз Францис Видил (27.06.12). Учитывая родину органа католическую Европу выбор музыкантов, прежде всего, был сделан в пользу стран с более, чем пятивековой органной традицией Бельгии, Ирландии, Франции, Италии, Нидерландов. Большинство музыкантов станут открытием не только для саратовских любителей органа, но и для российской публики. Тем более, что их приезды в Россию имеют целевую направленность выступить только в Саратове.
К сожалению, жёсткий лимит из-за обилия юбилейных концертов консерватории и филармонических мероприятий, не позволил пригласить представителей других «органных» стран. 27 сентября 2011 года юбилейный фестиваль откроется концертом двух любимых саратовских артистов. В программе «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ» выступит ведущий голландский органист, пианист и композитор профессор Роттердамской консерватории музыки Карел Ян Брекховен (www.arjanbreukhoven.nl, в повседневной жизни Арьян Брекховен). Ежегодно Арьян как пианист и органист, дирижёр трёх мужских хоров даёт более 100 концертов как внутри Голландии, так и в Австралии и Европе. Арьян популярный импровизатор как в классике, так и джазовом стиле. Он записал 5 дисков с джазовыми импрови-зациями. К 25-летнему юбилею творчества Брекховена Протестантские церкви Голландии признали его официальным исполнителем на праздничных торжествах страны. Вместе с ним выступит 24-летняя солистка оперных театров Швейцарии и Германии Любовь Белоцерковская (www.liubov-opera.ru, сопрано). Гастролирует во Франции, Нидерландах, Великобритании, Италии и Германии. Термин «самая юная» стал её визитной карточкой не только на престижном конкурсе итальянской оперы «Competizione dellOpera-2009» (Бремен-Дрезден) и VI Международном конкурсе оперных певцов «Венеция-2008», где она получила призовые места. Получив, по итогам трёхтурового отбора, приглашение от Лозаннского оперного театра «Schloss Oper» на гастроли в Цюрихе, Берне, Давосе и исполнение Виолетты, Любовь стала самой юной исполнительницей этой партии в Швейцарских театрах. Начав заниматься музыкой в 4 года, Любовь уже в 8 лет завоевала Гран-При на Международном конкурсе пианистов в Сицилии, а в 11 лет третье место на Международном конкурсе пианистов в Милане. Закончив эскстерном школу и музыкальный колледж, Любовь прошла обучение в классе Народной артистки РФ, профессора Санкт-Петербургской консерватории Тамары Новиченко, воспитавшую до неё Приму мировой оперной сцены Анну Нетребко.
Любовь росла в окружении гамм и учебников по сольфеджио. В дом толпами ходили студенты, которые то и дело репетировали арии. Девушка решила попробовать свои силы именно в вокале. Всего за три года юная певица окончила музучилище и поступила в Саратовскую консерваторию на курс заслуженной артистки России Лилии Беловой. Успехи девушки не могли остаться незамеченными, и когда в очередной раз в Саратов приехала Тамара Новиченко, которая воспитала знаменитую Анну Нетребко, любимую певицу Владимира Путина, на открытый урок к именитому педагогу делегировали именно Любовь.
Вы очень молоды и перспективны, приезжайте в Санкт-Петербургскую консерваторию, пригласила её заслуженная артистка России. Конечно, у нас нехватка мальчиков. Но с Вашим сопрано Вы были бы более чем уместны.
Так третий курс саратовчанка уже заканчивала в северной столице России.
Даже обучаясь умению владеть голосом в одной из престижнейших консерваторий страны, Любовь совмещала учебу с гастролями по миру. На последнем курсе она пела в Германии.
Дирижер, который услышал её пение, позвал остаться поработать на немецкой земле. У девушки даже не было необходимых документов, да и красного диплома, о котором так мечтала, ей еще не отдали, но все удалось утрясти, и она осталась работать и учится в Ганновере.
Так потекли мирные будни саратовчанки, а ныне жительницы Германии. Пока она не наткнулась случайно в Интернете на приглашение участвовать в одном из швейцарских фестивалей.
Я и подумать не могла, что это окажется отборочный конкурс на один из престижнейших музыкальных мероприятий, которые проходят на открытом воздухе в Давосе, Цюрихе, Лозанне и Женеве.
Девушка подготовила две арии на иностранном языке, благо у нее в запасе было аж десять таких произведений.
Меня вежливо выслушали, а потом неожиданно спросили, знаю ли я главную партию Виолетты в опере Верди «Травиата», вспоминает наша землячка. Конечно, знаю, слышала и даже пела, но, к сожалению, не имею нот с собой.
И тут музыкант, который ей аккомпанировал, как волшебник выудил из стопки нот нужные и начал играть.
У меня глаза на лоб полезли от удивления, но я тут же собралась и спела, так со смехом вспоминает свое выступление перед важной отборочной комиссией россиянка.
«Вы нам подходите. Идите, снимайте мерки для костюма», услышала она потом.
Что за костюм и почему костюмерши радовались, что платье не придется сильно расшивать, Любовь так и не поняла. Лишь по приезду в Ганновер сообщили, что её отобрали петь в швейцарском театре. Несколько месяцев девушка доводила до совершенства свою партию, а 5 августа выступила в пригороде Лозанны на открытом воздухе. Поскольку кругом одни горы, великолепные декорации доставляли с помощью вертолетов. На импровизированную сцену близ старинного швейцарского замка выходили мировые знаменитости из различных стран.
23 января 2012 года с ансамблем «Трио-соната» выступит профессор Бельгийской Королевской консерватории, Главный органист собора Св. Павла в Антверпене, основатель и президент союза органистов Бельгии Жан ван МОЛ (16.01.1945 г.р.). Он обучался в Королевской консерватории Антверпена, консерватории имени Жака-Николя Лемменса (Lemmens Institute) и Гентской консерватории (Conservatory of Ghent). Как органист, Жан обладатель основных премий конкурсов органистов Бельгии (A. Paepen, Verrept-Brouwers, A. Rutzky). Он выступает во всех европейских странах и ЮАР. В большинстве консерваторий Европы DVD с его концертов рассматриваются как методические пособия по исполнению классического органного репертуара. В его репертуаре расшифрованные им аутентичные сочинения ранних фламандских органистов и клавесинистов. Жану, как признанному Мастеру, было доверено давать концерты на самом старом органе стран Бенилюкса, установленном в 1643 году в соборе Апостола Павла (St. Pauls Church in Antwerp). Являясь, руководителем Ассоциации органистов Бельгии, Несмотря на почтенный возраст, Жан инициировал ежегодные летние велосипедные поездки европейских органистов по столицам Европы с концертами и встречами с любителями органа, которые присоединяются к группе в разных странах. Именно из-за аварии на спуске с альпийских гор, вызвавшей перелом ноги, и был перенесён с 2007го на 2008й год первый приезд Жана в Саратов. Своим оптимизмом и ежедневными многокилометровыми поездками на велосипеде Жан «заразил» и многих студентов Королевской консерватории Антверпена, создав Клуб почитателей велосипедного движения.
23 марта 2012 года свой первый концерт в России даст признанный миланский органист Пауль Орени. Родившийся в 1979 году, Пауль окончил консерваторию имени Гаэтано Доницетти в Бергамо и университет Люксембурга. Совершенствовал мастерство в Германии, Австрии, Швеции. Концертирует в 30 странах. Записал 5 CD.
Ирландский органист Патрик Хоппер выступит в Саратове 6 мая 2012 года. Он окончил британскую школу в Гааге, затем Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Обучаясь в колледже, Патрик увлёкся исполнением месс в соборах, где ему разрешали аккомпанировать. По окончании колледжа, ему, как лучшему выпускнику, предложили работу в старейшем Гаагском соборе Королевства Нидерландов St. Antonius Abt church in Scheveningen. В англиканской церкви Гааги Anglican church of St. John & St. Philip Патрик как дирижёр и органист организовал хор мальчиков, с которым гастролирует по всем миру. Его сольные концерты проходят от США до Португалии. Созданные им, как композитором, сочинения для органа, удостоены 3х премий Королевской Академии музыки.
Свой первый концерт Патрик исполнил в Саратове в 2007 году, посвятив его исполнению концертов для двух фортепиано с оркестром И. С. Баха, где оркестр заменён на орган.
Завершит фестиваль 27 июня 2012 года великий органист-импровизатор, «человек-оркестр» Францис Видил. Францис Видил родился в 1961 году в Версале. Обучался в Версальской и Парижской консерваториях в течении 10 лет по разным специальностям. Во время обучения в Версальской консерватории получил 3 главных приза как пианист (Cum Laude Prize in Desire NKaouas piano class). Наряду с этим прошёл курсы обучения на скрипке, трубе, органе, клавесине, ударных инструментах, импровизации, джазового фортепиано в Парижской консерватории. Его наставником в джазе был Роже Гурьен, участник легендарного дуэта с Диззи Гиллеспи. C 1987 года Францис Видил за внешнее и стилевое исполнительское сходство с Моцартом «штатный» исполнитель роли великого композитора в главных кино- и театральных постановках Франции. Его дар актёра-импровизатора перевоплощаться на глазах у зрителей позволил Францису стать одним ил лучших концертных импровизаторов Европы. В 35 лет он стал профессором Версальской консерватории, в это же время основал класс импровизации на разных инструментах, ставший с 2007 года обязательным для всех французских консерваторий. Францис Видил является единственным обладателем первых премий основных международных конкурсов по импровизации на органе и фортепиано. После 10 лет успешного преподавания, Ф. Видил получил от Министерства культуры Франции пожизненную должность Почётного профессора Парижской и Версальской консерваторий.
Органная фирма «В. Зауэр» («W. Sauer»), хорошо известная в нашей стране, является одной из ведущих европейских органостроительных фирм, в истории которой Россия занимает немалое место. Вильгельм Зауэр основатель и долгие годы главаЕкатеринбург, филармония фирмы был сыном кузнеца Карла Адольфа Эрнста Зауэра, самостоятельно изучившего органное дело. После успешной постройки первого органа в местной церкви одарённого юношу наградили стипендией, которая позволила ему продолжить профессиональное образование у мастера Ратцмана в Ордруфе. В 1838 году Зауэр организовал небольшую органную мастерскую и начал выпускать органы.
Вильгельм по старинной традиции основам профессии обучался у отца, и, получив также прекрасное общее образование, продолжил изучение органного дела, посетив в 185153 годах ряд лучших мастеров. Он побывал в Париже, в Людвигсбурге. Кроме того, ознакомился с английским и швейцарским органостроением
Уже в 185657 годах Вильгельм Зауэр объявляет об открытии своего собственного органостроительного предприятия во Франкфурте на Одере. После нескольких небольших органов в 1865 году был получен и выполнен первый зарубежный заказ на инструмент для Петербурга. С тех пор и по 1914 год фирмой для России был изготовлен 41 инструмент. К сожалению, большинство из них погибли в годы революций и войн.
С началом Органного движения в СССР (1957) возобновились и контакты с Россией. Были построены инструменты для Киевской, Петербургской и Саратовской консерваторий, филармоний в Екатеринбурге, Кемерово, Томске, Ярославле, Кисловодске, для музыкального училища при Московской консерватории и другие инструменты.
Именно в тесном сотрудничестве с российскими органистами выработался новый тип концертных инструментов, обладающих особым, своеобразным, романтическим и экспрессивным звуковым обликом в сочетании с почти универсальными возможностями, позволяющими исполнять практически весь мировой органный репертуар.
Автор: Полина Бенкалюк
http://www.prov-telegraf.ru