Фестиваль Николая Петрова впервые прошел вне привычных стен

Николай Петров (слева) после исполнения Пятого концерта Родиона Щедрина (справа). Фото с сайта npetrov.ru
Апрель в музыкальной Москве — традиционно месяц Николая Петрова, появившегося на свет именно в эти весенние дни. В 16-й раз открылся в столице в понедельник международный фестиваль, носящий имя знаменитого пианиста и страстного просветителя. Но впервые — без привычного названия «Кремль музыкальный». Впрочем, в месте, для любого серьезного музыканта не менее знаковом — ЦМШ. Знаменитейшей музыкальной школе страны, которую когда-то окончил и Николай Петров.
Фестиваль Николая Петрова отличался не только необычным местом своего проведения — традиционно это была Оружейная палата Московского Кремля. Более существенным свойством этого смотра, самой сутью идеи Николая Арнольдовича было обязательное сотрудничество признанных мастеров и ярких молодых артистов. Например, Петров был едва ли не первым, кто пригласил выступить в России французского контратенора Филиппа Жарусски, тогда только начавшего свой концертный путь — сегодня это один из самых востребованных и высокооплачиваемых певцов на мировой сцене.

Камерный оркестр Московской консерватории и дирижер Феликс Коробов открыли Фестиваль имени Николая Петрова
С безвременной смертью Николая Арнольдовича в 2011 году фестиваль не прекратил свое существование. Но уход такого мощного лидера, конечно, сказался на его детище. Героическими усилиями вдовы Петрова Ларисы и ее ближайших помощников удавалось в течение нескольких лет сохранять и уровень программ, и саму кремлевскую площадку. Но в нынешнем году впервые трудности превысили силы энтузиастов. Впрочем, нет худа без добра. И то, что смотр нашел пристанище в Центральной музыкальной школе, которая, к слову, заботами своего директора Владимира Овчинникова (тоже звездного пианиста) не взяла ни копейки за предоставление зала, — глубоко символично. Ведь именно здесь, в классе легендарной учительницы Татьяны Кестнер, сделал первые блестящие успехи юный Коля Петров, именно отсюда он шагнул в Московскую консерваторию и на мировую эстраду.
В концерте открытия выступил Камерный оркестр Московской консерватории. Его лидер Феликс Коробов подхватил еще одну просветительскую традицию Николая Петрова — расширять границы привычного репертуара, отыскивать сочинения, высоким художественным качествам которых несправедливо не соответствует малая степень их известности. И если в первом отделении нам предложили достаточно популярные партитуры — Серенаду для струнных Эдварда Элгара, Адажио Сэмюэля Барбера и «Простую симфонию» Бенджамина Бриттена, то практически все второе отделение было музыкальной целиной. Это, например, чудесная «Итальянская серенада» для камерного оркестра Хуго Вольфа — композитора, которого мы знаем почти исключительно по его романтически-экспрессионистским песням. Или тонко-красочная Сюита № 3 для скрипки, альта и камерного оркестра шведа Карла Аттерберга, светлую печаль которой дирижер не без юмора прокомментировал: «Написано в октябре 1917-го». Или «Румынские танцы» Белы Бартока, куда более известные в их оригинальной рояльной версии, чем в оркестровой.
Достижения и надежды, опыт и молодость будут сочетаться и в дальнейшей программе смотра. Так, во вторник с сольным концертом выступит знаменитый пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский. А на следующий день на ту же эстраду выйдут его ученики Никита Мндоянц и Михаил Турпанов, затем — совсем юные учащиеся ЦМШ, Хор студентов Московской консерватории, джазовый дуэт Даниила Крамера (фортепиано) и Сергея Васильева (контрабас), наконец камерный оркестр «Московия» Эдуарда Грача с молодыми солистами.
Сергей Бирюков
www.trud.ru