Кремль больше не музыкальный?

Добавлено 24 апреля 2015 muzkarta

Михаил Турпанов (фортепиано, композитор), Никита Мндоянц (композитор, фортепиано), Даниил Крамер (фортепиано)

Фестиваль Николая Петрова впервые прошел вне привычных стен

Николай Петров (слева) после исполнения Пятого концерта Родиона Щедрина (справа). Фото с сайта npetrov.ru
Апрель в музыкальной Москве — традиционно месяц Николая Петрова, появившегося на свет именно в эти весенние дни. В 16-й раз открылся в столице в понедельник международный фестиваль, носящий имя знаменитого пианиста и страстного просветителя. Но впервые — без привычного названия «Кремль музыкальный». Впрочем, в месте, для любого серьезного музыканта не менее знаковом — ЦМШ. Знаменитейшей музыкальной школе страны, которую когда-то окончил и Николай Петров.

Фестиваль Николая Петрова отличался не только необычным местом своего проведения — традиционно это была Оружейная палата Московского Кремля. Более существенным свойством этого смотра, самой сутью идеи Николая Арнольдовича было обязательное сотрудничество признанных мастеров и ярких молодых артистов. Например, Петров был едва ли не первым, кто пригласил выступить в России французского контратенора Филиппа Жарусски, тогда только начавшего свой концертный путь — сегодня это один из самых востребованных и высокооплачиваемых певцов на мировой сцене.

Камерный оркестр Московской консерватории и дирижер Феликс Коробов открыли Фестиваль имени Николая Петрова
С безвременной смертью Николая Арнольдовича в 2011 году фестиваль не прекратил свое существование. Но уход такого мощного лидера, конечно, сказался на его детище. Героическими усилиями вдовы Петрова Ларисы и ее ближайших помощников удавалось в течение нескольких лет сохранять и уровень программ, и саму кремлевскую площадку. Но в нынешнем году впервые трудности превысили силы энтузиастов. Впрочем, нет худа без добра. И то, что смотр нашел пристанище в Центральной музыкальной школе, которая, к слову, заботами своего директора Владимира Овчинникова (тоже звездного пианиста) не взяла ни копейки за предоставление зала, — глубоко символично. Ведь именно здесь, в классе легендарной учительницы Татьяны Кестнер, сделал первые блестящие успехи юный Коля Петров, именно отсюда он шагнул в Московскую консерваторию и на мировую эстраду.

В концерте открытия выступил Камерный оркестр Московской консерватории. Его лидер Феликс Коробов подхватил еще одну просветительскую традицию Николая Петрова — расширять границы привычного репертуара, отыскивать сочинения, высоким художественным качествам которых несправедливо не соответствует малая степень их известности. И если в первом отделении нам предложили достаточно популярные партитуры — Серенаду для струнных Эдварда Элгара, Адажио Сэмюэля Барбера и «Простую симфонию» Бенджамина Бриттена, то практически все второе отделение было музыкальной целиной. Это, например, чудесная «Итальянская серенада» для камерного оркестра Хуго Вольфа — композитора, которого мы знаем почти исключительно по его романтически-экспрессионистским песням. Или тонко-красочная Сюита № 3 для скрипки, альта и камерного оркестра шведа Карла Аттерберга, светлую печаль которой дирижер не без юмора прокомментировал: «Написано в октябре 1917-го». Или «Румынские танцы» Белы Бартока, куда более известные в их оригинальной рояльной версии, чем в оркестровой.

Достижения и надежды, опыт и молодость будут сочетаться и в дальнейшей программе смотра. Так, во вторник с сольным концертом выступит знаменитый пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский. А на следующий день на ту же эстраду выйдут его ученики Никита Мндоянц и Михаил Турпанов, затем — совсем юные учащиеся ЦМШ, Хор студентов Московской консерватории, джазовый дуэт Даниила Крамера (фортепиано) и Сергея Васильева (контрабас), наконец камерный оркестр «Московия» Эдуарда Грача с молодыми солистами.

Сергей Бирюков

www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору