Крупным планом. Выставка одного экспоната. Реконструкция скифской арфы

Добавлено 31 июля 2013 glinka.museum

Российский национальный музей музыки

с 1 по 7 августа 2013 в рамках выставочного проекта «Крупным планом» музей представляет реконструкцию древней «скифской» арфы.

Барнаульский мастер-реставратор музыкальных инструментов Александр Ильич Гнездилов в сентябре прошлого года подарил к 100-летнему юбилею ВМОМК имени М. И. Глинки реконструкцию древней «скифской» арфы. Источником вдохновения для мастера послужила арфа, или точнее ее фрагменты, найденные археологом С. И. Руденко во время археологических раскопок Второго Пазырыкского кургана (Горный Алтай) во второй половине 1940-х годов. Эта находка вызвала огромный научный интерес, сохранившиеся фрагменты инструмента исследовались специалистами из разных стран, было много споров о конструкции скифской арфы. Ей посвящены доклады на III и IV Международных инструментоведческих конференциях в Санкт-Петербурге в 1997 и 2000 годах.

А. И. Гнездилов задался целью создать звучащий вариант древней скифской арфы. Изучая оригинальные части археологических находок инструмента, хранящиеся в Эрмитаже, мастер долго размышлял над тем, как могли крепиться струны, сколько их могло быть, пытался понять логику инструмента. В результате он создал несколько гипотез арфы. Были воспроизведены двухструнные арфы, на которых можно было играть бряцанием, как на топшуре, и многострунные, на которых можно играть перебором. Чтобы далее расширить диапазон, мастер придумал ползуны, грузики (слегка изогнутой формы, из свинца), которые могут фиксироваться в любой точке струны и менять высоту тона. Придумал крепеж подвижной шейки, позволявший извлекать вибрирующие звучания струн во время игры (подобно вьетнамскому дан-бау).

Первые экземпляры воссозданных арф хранятся в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Александр Гнездилов – народный мастер Алтайского края, член Российского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, член Союза музыкальных мастеров Сибири. Он сотрудничает с Алтайским государственным оркестром «Сибирь». Мастер создал для него различные варианты скифских арф, топшуров, владимирских рожков, гуслей, шаманских бубнов, икили, домры-банджо, колесной лиры. На концертных экземплярах скифских арф играют барнаульские музыканты, представляя этот инструмент в разных городах России.

Фондовая коллекция ВМОМК насчитывает свыше 860 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь исследователям в читальном зале или специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Крупным планом» самые впечатляющие раритеты «выйдут в свет» – многие впервые – и предстанут перед широким кругом публики.

За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями музыкальной культуры. Поводом для той или иной выставки послужат памятные даты музыкального календаря 2013 года – 180-летие А. Бородина, 200-летие Р. Вагнера и Дж Верди, 110-летие Е. Мравинского, а также концертные программы, проходящие в стенах Музея. Каждую выставку будут сопровождать аудиозаписи из фондов ВМОМК, благодаря которым «оживут» молчаливые музыкальные рукописи, «зазвучат» сценические образы. Средства мультимедиа позволят перелистнуть многостраничные фолианты, увидеть дополнительные фондовые материалы или видеосюжеты.

О ближайших выставках проекта «Крупным планом» читайте на нашем сайте www.glinka.museum.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору