Легендарный виолончелист Михаил Майский приехал в Воронеж

Добавлено 08 июня 2013 muzkarta

Воронежская филармония, Миша Майский (виолончель)

Миша Майский - единственный в мире, кому выпала честь учиться и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского. Он выступает практически во всех государствах мира: Англия, Франция, Германия, Америка, Китай и т.д. Является эксклюзивным артистом «Дойче Граммофон». Для этой компании было сделано более 35 записей совместно с такими оркестрами, как Венский, Берлинский, Израильский...

С детства он был необычным

И вот он в нашем городе на Третьем Платоновском фестивале 6 июня дает концерт вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром. А уже на следующий день ему предстоит ехать в Швейцарию к своему другу и коллеге Марте Аргерих.

В 8 лет он принял два очень важных для себя решения. Во-первых, он бросил курить! Как он признался, началось все с одной голландской сигары в 5,5 лет. Но с тех пор, как бросил, больше не курил. Во-вторых, Миша сказал своим родителям, что хочет играть на виолончели.

- Мои старшие брат и сестра уже учились в музыкальной школе, – рассказывает виолончелист. – Поэтому мама сказала: «Все, хватит! Хочу, чтобы хоть один ребенок был нормальным». Но я изначально был не совсем нормальным: меня уже водили к психологу, когда мне было 7,5 лет. Я такой живой был: не мог больше 5 секунд сидеть на месте. Родители не знали, что со мной делать. Когда я объявил, что хочу играть на виолончели, все подумали, что я свихнулся.

Тогда же в детстве у Миши были проблемы с произношением. Его даже хотели отправить к логопеду. Но однажды случайно он услышал по радио интервью с Ростроповичем. И так, как знаменитый виолончелист уже с ранних лет был для него идеалом для подражания, он решил для себя: «Ни за что не пойду к логопеду!».

- Когда говорили о Ростроповиче, у меня всегда болела шея, потому что у меня захватывало дыхание, и я не мог нормально дышать.

Как Миша Майский пришел к Ростроповичу

Всю жизнь Михаил мечтал учиться у Ростроповича. Обучаясь в музыкальной школе в Ленинграде, он всегда посещал его мастер-классы, ходил на концерты. И вот, после победы на Московском международном конкурсе им. П. И. Чайковского, его мечта сбылась. Мстислав Ростропович пригласил Майского обучаться в своем классе в Московской консерватории.

- Никогда не мог понять, почему лекции Мстислава Леопольдовича никто не записывает, — рассказывает Миша Майский. — Я решил взять все в свои руки. После конкурса Чайковского, на всю премию – 800 рублей, – вместо того, чтобы купить костюм и туфли, которые я всегда одалживал, чтобы играть на концертах, я купил магнитофон SONY в комиссионном магазине, чтобы записывать все уроки Ростроповича.

Кстати, недавно компания ВВС сняла фильм о Ростроповиче, в котором используются уникальные записи Михаила Майского. А в одном из кадров мелькает и сам Михаил с магнитофоном.

Из Консерватории в Бутырку

Записи эти сыграли и отрицательную роль: стали предлогом для ареста музыканта и ссылки в трудовой лагерь. Но, как говорит виолончелист, истинная причина крылась в другом. Еще когда старшая сестра уехала в Израиль, власти начали беспокоиться: «Не отправится ли следом за ней и брат?» Тогда и началось преследование: сняли со стипендии, припомнив ему, что он не ходил на «Оркестр», стали отменять концерты, запретили выезжать заграницу. Делали все, чтобы Миша не закончил консерваторию. В итоге нашелся очень простой выход – посадить Майского в Бутырку. На протяжении 18 месяцев каждый день музыкант грузил в машины по 10 тонн цемента.

Я часто говорю с иронией: «Я строил коммунизм. Увы и ах — безуспешно». Хотя у меня и нет диплома Консерватории, я получил более полное общее образование. Поэтому я не жалею, а даже благодарен своей судьбе. Представляете, после того, как я вышел из тюрьмы, Ростропович признался мне, что он завидует моему необычному и тяжелому опыту.

После Бутырки

После тюрьмы Михаил Майский был вынужден провести 2 месяца в психбольнице, чтобы избавиться от армии. Но и об этом опыте он не жалеет – там он начал заниматься йогой. В 1973 году Михаил переехал в Израиль. Тогда же он стал победителем Международного конкурса имени Гаспара Кассадо во Флоренции, дебютировал в Нью-Йорке в Карнеги-холле с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением Вильяма Стейнберга. А после концерта неизвестный меценат подарил ему виолончель 18 века мастера Монтаньяна, на которой артист играет до сих пор.

- Я всегда говорю, что не я нашел виолончель, а она меня нашла. В Нью-Йорке жил один виолончелист-любитель, которому было 94 года. Он уже был парализован и не мог играть на виолончели, но не хотел продавать ее оркестровому музыканту или дилеру, который поимел бы с нее деньги. Он отдал бы ее только молодому талантливому виолончелисту. Так получилось, что племянник старика видел мой дебют Карнеги-холл. Он меня и привел к драгоценной виолончели. С тех пор я не расстаюсь с инструментом. В ноябре этого года будет 40 лет, как мы вместе, будем справлять очередной юбилей.

Как Михаил Майский пришел к Пятигорскому

Когда он покидал Россию, Ростропович посоветовал ему поехать к Пятигорскому. Так Майский и сделал. Пятигорскиий тогда был уже при смерти, но продолжал обучать своих студентов.

- Он знал, что умирал: у него был рак легких, потому что он всю жизнь курил, — вспоминает Миша Майский, — И он обожал говорить по-русски. Его язык был не такой, как у всех – красивее, элегантнее. Для него я был последним шансом поделиться своим невероятным опытом. Очень интенсивно все происходило, поэтому я был как высушенная губка. Я провел с ним больше времени за 4 месяца, чем с Ростроповичем за 4 года. И это было самое лучшее время в моей жизни.

При этом Михаил всегда добавляет, что нельзя сравнивать педагога Пятигорского и педагога Ростроповича. Нельзя сказать, что кто-то был лучше, а кто-то хуже. Это так же нелепо, как сравнение Моцарта и Баха.

Главный урок Ростроповича

- Мстислав Леопольдович был мне вторым отцом, — со слезами на глазах говорит Миша Майский. -Мой настоящий отец умер от рака, и в это тяжелое время учитель поддержал меня, за что я ему очень благодарен.

Главное, чему научил музыканта Ростропович – не забывать, что виолончель – это всего лишь инструмент, который помогает достичь определенной цели. Не надо гнаться за совершенной техникой исполнения. Задача музыканта состоит не в том, чтобы показать, как великолепно он научился играть. Важнее всего – выразить музыку, достучаться до сердец зрителей. Для этого, по мнению Миши Майского, музыка должна исходить из души самого исполнителя.

Анна Вотинова
bloknot-voronezh.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору