Слушатели в Воронеже не отпустили Мишу Майского со сцены

Добавлено 08 июня 2013 muzkarta

Миша Майский (виолончель), Воронежская филармония

Билеты на концерт Миши Майского разошлись как горячие пирожки еще до начала Платоновского фестиваля. Повышенный интерес оправдан: Майский – имя, к которому с уважением относятся и в профессиональных кругах, и среди многочисленной армии его поклонников по всему миру.

Миша Майский – виртуоз с душой ребенка

Один из выдающихся виолончелистов нашего времени, Миша Майский представляет собой пример исполнителя, который ценит прежде всего живые выступления. Это понятно: взаимообмен энергией, возникающей во время концерта, и есть главная – объединяющая – сила музыки. Несомненно, главная. А иначе ради чего мы стремимся попасть в зал филармонии?

Вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Владимира Вербицкого Миша Майский исполнил два красивейших виолончельных опуса: концерт Дворжака си минор и молитву Макса Бруха «Кол Нидрей». Рискую оказаться в положении миллионного первооткрывателя Америки, но каждый исполнитель играет в первую очередь себя: свою историю, свою боль, демонстрируя на сцене весь свой запас – интеллектуальный и духовный.

Мише Майскому есть о чем рассказать публике. Прошедший прекрасную профессиональную школу у двух титанов - Ростроповича и Пятигорского, лауреат конкурса Чайковского, узник Бутырки, человек мира – такая биография позволяет быть сильной личностью. Эта сила чувствуется еще до того, как музыкант начинает играть. Архиизвестный концерт Дворжака - классика 19-го века! - в исполнении виолончелиста живет в нашем времени, живет настоящей, а не реанимированной высокой техникой жизнью произведения, словно только что рожденного в присутствии слушателя. А молитвенная «Кол Нидрей» (Макс Брух оркестровал текст из Торы, читаемый в синагоге во время вечерней службы) дает возможность почувствовать вместе с виолончелистом свою причастность к горнему миру.

Великий Пабло Казальс сравнивал виолончель с собором. В руках Миши Майского она кажется самым выразительным из инструментов. Легким, податливым, подвижным – иногда кажется, что так играть можно только на скрипке. При этой легкости сохраняется благородство виолончельного звучания – ни с чем не сравнимое, не зря этому инструменту композиторы поручают партию Бога. Майский – виртуоз с душой ребенка. Он не обрушивается на нас каскадом звуков, он берет внутренней силой, которую очень чутко уловил оркестр. Он словно убаюкивал солиста, обволакивая его мягким пиано, и служил достойным пьедесталом, вознося в ярких акцентах форте.

Прекрасно до слез – так можно просто и без затей охарактеризовать игру Майского. На концерте подумалось: его игра способна обратить к классической музыке даже самых далеких от нее людей, потому что это та высокая простота, которая доступна всем – как воздух, виноградная лоза, просвечивающая на солнце, морской бриз или запах ландыша. Искусство мастера светло и радостно, в нем сохранилась первозданная чистота и свежесть, а потому – оно понятно и способно открыть каждое сердце.

Конечно, слушатели выпросили бис: после долгих аплодисментов виолончелист исполнил всегда современного Баха – такого же чистого и прекрасного, как и то, что звучало в основной программе концерта.

После выступления Миши Майского кажется, что ничего лучшего в музыкальной программе Платоновского фестиваля уже не будет. А впереди еще много событий – пианист Борис Березовский, Копельман-квартет, солисты Берлинской филармонии, Юлиан Рахлин, наконец, Российский Национальный оркестр с Михаилом Плетнёвым. Хочется, чтобы не было разочарований. А может, этот концерт был камертоном, который настроил нас на глубину и чистоту, необходимую для восприятия настоящей музыки?

Расстраивает эту эдемскую гармонию то же, что и всегда: звонки мобильников и аплодисменты между частями произведения. С первым справиться проще – достаточно напомнить об этом со сцены перед началом концерта. Второе зло неискоренимо. Кажется, что в филармонию ходят люди, у которых дома кто-то при смерти – только эта причина может оправдать включенный на концерте звук мобильного телефона. Музыкальная программа Платоновского фестиваля в этом году соответствует европейскому уровню. Может, нам с вами тоже надо соответствовать?

Текст: Елена Фомина
Фото: academia.info

culturavrn.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору