Дирижёр симфонического оркестра провинции Хэйлунцзян посоветовал амурским властям беречь хоровую капеллу и её руководителя
Пятый Дальневосточный фестиваль классической музыки удивил многим. Это и богатая «обложка» в виде старейшей в стране Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая выбралась в Благовещенск «впервые за 530 лет», как пошутил дирижёр — маэстро Владислав Чернушенко. И не менее знатным было закрытие. На одной сцене побывали Симфонический оркестр провинции Хэйлунцзян и Амурская хоровая капелла «Возрождение». 12 октября их выступление произвело настоящий фурор.
Многое потеряли те благовещенцы, которые не купили билеты и не пошли на этот блестящий вечер. В то, что происходило на сцене Амурской областной филармонии слабо верилось. Но это была реальность. Её в июле видели зрители в китайском Харбине, теперь совместный концерт показали амурским любителям классической музыки. По обе стороны Амура публика рукоплескала.
— Идея совместного выступления возникла, когда мы были на переговорах в Харбине в феврале этого года, — рассказала руководитель капеллы «Возрождение» Елена Беляева. — Мы искали новые формы сотрудничества для фестиваля городов-побратимов. В этом году попробовали вместе выступить на китайской стороне, и этот концерт произвёл фурор. Тогда мы поняли, что подобные проекты можно готовить на расстоянии. Поэтому, когда формировали программу, решили повторить харбинский концерт. Кстати, симфонический оркестр провинции Хэйлунцзян оказался в Благовещенске впервые.
В первом отделении концерта выступила хоровая капелла. Она исполнила произведения, звучавшие в программе «Музыкальный круиз», с которой коллектив проехал чуть ли не всю область. Это было свежо, точно и красиво. Многие вокальные произведения уже стали популярными среди поклонников, которые старались не пропустить ни один вечер замечательного проекта «„Возрождение“ в музее». Публика услышала «Тумбалалайку», «Кукарачу», «Лесную сказку», многоголосную «На базаре» и смешную музыкальную пародию на оперу «Итальянский салат». В этот вечер зрители узнали, что коллектив готовится к своему 25-летию, а также о том, что 2 ноября состоится отчётный концерт.
Вернувшись после антракта, публика ахнула: их уже ждал настоящий симфонический оркестр! Сотрудникам Амурской областной филармонии пришлось постараться, чтобы всем музыкантам с их инструментами хватило места.
— Мы подобрали самые узкие стулья, ведь каждый сантиметр пространства был важен, — рассказала директор филармонии Ольга Смирнова. — В райдере оркестр указал, что крупные музыкальные инструменты им нужно предоставить на месте. Литавры мы им нашли, а вот арфы в нашем городе точно нет. Её мы заменили роялем.
В общей сложности на сцене уместились 60 музыкантов! Можно было предположить, что должны зазвучать традиционные китайские инструменты, но ничего подобного. Хотя они также имеются в составе оркестра. На российскую землю оркестр из Поднебесной привёз только русскую и европейскую классику. Зазвучал волнующий «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, затем сложнейший в мелодическом построении «Вокализ» Рахманинова в исполнении Елены Беляевой. Хрустальный, плывущий голос руководителя капеллы «Возрождение» унёс слушателей в мир Пуччини, в его оперу «Джанни Скикки». Это было прелестно, блестяще, восхитительно! Даже не верилось, что это происходит в Благовещенске, куда и столичные-то оперетты доезжают с разного рода «минусовками», декорациями в один полог и порой с неважными голосами. И почему в столице Приамурья до сих пор нет музыкального театра?!
— Браво! Браво! — взорвался зал и долго не унимался.
На сцену поднялась капелла и невероятное действо продолжилось. Франсис Пуленк, Луиджи Денц — оркестранты и хористы творили музыку, достойную обоих коллективов. Но и это было ещё не всё. Капелла «Возрождение» к удивлению многих запела на китайском языке. Национальные песни «Тян Лу» («Небесная дорога) и «Ван Чуан» («Чистая река») имели сложный мелодический и ритмический рисунок, что свойственно китайской народной музыке. В довершение всего дирижёр Лю Кецзи после каждого произведения по-восточному кланялся зрителям, а потом музыкантам.
— Программа готовилась в достаточно короткие сроки, мы презентовали её в июне в Харбине, — рассказала Елена Беляева. — Мы переслали друг другу ноты, с капеллой собирались каждый день и просто учили эти песни. Китайская музыка мелодичная и ложится на ухо легко, сложность составляло произношение. Но мудрый Лю Кецзи нас успокоил. Сказал, что было бы неинтересно, если бы мы пели, как китайцы. У нас было две репетиции и концерт в Харбине. Сложностей подготовка не составила, так как мы профессиональные музыканты.
Особой теплоты вечеру добавило чествование Лю Ченьи — куратора всех амуро-хэйлунцзянских культурных проектов. Он был надёжным тылом для российских артистов в Харбине. Более 20 лет он организовывал их гастроли в Китае, но по достижении 60 лет в этой стране запрещается работать в прежней должности. Символично, что последний концерт под его кураторством прошёл именно на амурской земле. Министр культуры и архивного дела Амурской области Алексей Самарин пригласил Лю Ченьи на сцену и поблагодарил его.
Но впереди публику ожидал главный подарок. Китайский оркестр и капелла исполнили «гимн» Приамурья и Дальнего Востока в целом — вальс Макса Кюсса «Амурские волны». Интересно, что сыграть его в программе предложил именно китайский дирижёр. Кстати, Лю Кецзи говорит на русском языке почти без акцента и обожает музыку русских композиторов.
— Я не жил в России и специально не учил русский язык, — рассказал Лю Кецзи. — Мой отец преподавал русский язык, как и мой старший брат. Младший брат — тоже переводчик, он сейчас работает в Пекинской библиотеке. Мы дома разговариваем и по-русски, и по-китайски. Мой любимый композитор — Чайковский, у него есть чудная шестая симфония. Ещё нравится первая симфония Василия Калинникова.
На самом деле история совместного концерта имеет более глубокие корни и завязана на глубокой профессиональной дружбе художественного руководителя капеллы Елены Беляевой и дирижёра Лю Кецзи.
— Мы были в 2005 году в Харбине с фестивалем кино и театра «Амурская осень», ко мне подвели Лю Кецзи. Он восхищался нашей капеллой. С тех пор наша профессиональная дружба только крепнет, — поделилась Елена Беляева. — Если я бываю в Харбине, мы с ним обязательно обедаем, ходим в музыкальный салон к его знакомым. Общаемся по Интернету, поздравляем друг друга с праздниками.
— Думаю, что Елена Беляева и её капелла «Возрождение» для Амурской области — это богатство. Потому что не в любом регионе есть такие хорошие музыканты, — поддержал Лю Кецзи.
— С вальса «Амурские волны» всё и началось, — продолжила Елена Беляева. — Его предложил исполнить Лю Кецзи, когда мы только познакомились почти 10 лет назад. Тогда он мне подарил диск, на котором играет его оркестр, поёт оперный театр города Харбина, и они исполняют «Амурские волны»!
Первое совместное выступление Амурской хоровой капеллы «Возрождение» и симфонического оркестра провинции Хэйлунцзян было наверняка только началом нового проекта. Поздравляя музыкантов после концерта в неформальной обстановке в холле филармонии, амурский министр культуры уже забрасывал удочку на одну из симфоний Шостаковича. На что те таинственно улыбались. Было похоже, что они уже знают, чем будут удивлять публику по обеим сторонам границы в следующий раз.
Наталья Шлямоваwww.amur.info (фоторепортаж)