Мария ГУСЕВА о концерте Дмитрия ИЛЛАРИОНОВА в Муроме 27 января 2017

Добавлено 01 февраля 2017 елена

Дмитрий Илларионов (гитара), Муромская «Филармония»

Елена Пономарева: Концертов было два. Второй — под большим секретом!!! — в Школе Слушания.

Великий популяризатор

Его с нетерпением ждали, «на него» пришли в невероятном количестве, ему рукоплескали, несколько раз вызывали на бис, а под конец никак не хотели отпускать: выстраивались в очередь за автографами, подходили с вопросами, с просьбами о совместном фото.

И он, несмотря на постконцертную усталость, пообщался с каждым «нуждающимся» в общении — будь то взрослый или ребёнок.

В пятницу, 27 января, в Муроме играл музыкант экстра-класса, классический гитарист с мировым именем, импровизатор, аранжировщик, композитор, педагог, дирижёр, киноактер — Дмитрий ИЛЛАРИОНОВ. Концертный зал педагогического колледжа, где состоялось выступление Дмитрия, наверное, не видал такого аншлага. Организаторам пришлось в срочном порядке «доставлять» стулья, потому что стационарных зрительских мест катастрофически не хватало.

Д. Илларионов по праву считается корифеем классической гитары. Когда слушаешь его исполнение, то понимаешь всем сердцем, насколько музыкант предан своему делу.

Дмитрия знают и любят во всем мире. Его называют музыкантом экстра-класса, хвалят за филигранную технику и глубокую эмоциональность. Дмитрий является самым популярным и самым титулованным классическим гитаристом России — он обладатель более 20 премий, среди которых первые премии самых престижных для гитаристов конкурсов. Концерт Дмитрия в Антверпене был отмечен «Золотым знаком» (Golden Label от «Klassiek Centraal», Бельгия). В биографии музыканта есть и номинация на «Грэмми».

Илларионов — неутомимый пропагандист своего инструмента, гитары. Несмотря на молодой возраст, он сделал уже много для развития и популяризации классической гитары, выступив в качестве организатора нескольких крупных фестивалей в России.

Неблагодарное занятие — описывать концерт исполнителя такого уровня. Те, кто не пришел на Илларионова, а их, по-видимому, было немного, прогадали! Лишили себя удовольствия познакомиться с гениальным музыкантом, душевным, умным, тонким человеком.

Он «представил» публике и свой привычный инструмент — классическую шестиструнную гитару, и познакомил зрителей со старинной лютней.

В чем особенная прелесть концертов Дмитрия Илларионова, которую муромская публика смогла оценить во время его прошлогоднего визита в рамках филармонического сезона — гениальная способность музыканта «привлечь» на свою сторону каждого сидящего в зале. Дмитрий находится в постоянном культурном диалоге со зрителем, превращая концерт в мини-спектакль, где звучит гениально исполненная музыка, где в легкой, доступной форме «подается» информация о том или ином произведении, рассказываются интереснейшие истории об авторах, транслируются собственные впечатления музыканта.

— Это настоящая победа! — не скрывает эмоций руководитель муромской филармонии Е. Л. ПОНОМАРЕВА. — И в том, что удалось «залучить» невероятно занятого, просто неуловимого Дмитрия Илларионова в Муром. И в том, что сегодня на концерт пришло столько зрителей, что зал с трудом их вмещает. И в том, что муромцы получили возможность услышать замечательную классическую музыку.

Два часа концерта — как один миг. В финале — Дмитрий сыграл «на бис» собственные импровизации. И не осталось, я уверена, в зрительном зале непокоренных мастерством, исполнительской вдохновенностью музыканта людей.

Заручившись поддержкой Елены Леонидовны. получаю возможность задать «звезде» несколько вопросов. Но Дмитрий предвосхищает ситуацию, спешит поделиться своими впечатлениями.

— Я счастлив от того, что происходило сегодня в концертном зале! — говорит музыкант. — Это какое-то чудо! Восхищен тем, что делает муромская филармония, которая, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, активно работает, продвигает в жизнь классическую музыку. Я готов с радостью поддержать муромцев в этом. Надеюсь снова и снова приезжать в Муром.

— Провинциальный городок, небольшой зал, пусть и полный публики… Всё это «не подходит» Вам — музыканту такого масштаба.

— Я люблю играть и в небольших залах тоже. Гитара — камерный инструмент, но в нем я вижу масштабность. Конечно, ее проще передать в большом зале. Но в маленьком — своя атмосфера, и она мне нравится.

— Вы превращаете каждый свой сольный концерт в мини-спектакль: общаетесь с публикой, рассказываете о музыке, о произведениях, делитесь личными музыкальными впечатлениями. Зачем? Большей части зрителей наверняка незнакомы авторы, о которых Вы говорите, да и названия произведений люди слышат впервые.

— Мне кажется, такой формат концертов помогает публике лучше воспринимать музыку, а исполнителю донести до зрителей свои эмоции. В современном мире музыка связана с разными жанрами искусства. Слово — не единственное, что я использую на концертах. «Подключаю» видео-арт, какие-то театральные вещи.
И все для того, чтобы получить от зрителей эмоциональный отклик.
Я играю для публики — не для себя. Меня так учили. И это главный мой постулат! Я люблю публику, без этого чувства нельзя играть на сцене. Если ты играешь для публики, ты заботишься о ней.
Мои рассказы позволяют зрителям с большим интересом воспринимать произведения.
Если вы заметили, у меня концептуальные программы. Я не играю обычный речитал. Мне интересно связать одно произведение с другим: создать большое сочинение из нескольких небольших. И тем самым рассказать людям какую-то историю, помочь им, с помощью музыки, прикоснуться к чему-то необыкновенному.

— Вы невероятно востребованны. График Вашей жизни настолько плотный, что диву даешься, как Вы всё успеваете. Нет ощущения пресыщения вниманием публики, журналистов?

— Может, мои слова прозвучат громко: но я. так или иначе, выполняю миссию популяризации своего инструмента. Как оказалось, гитара — сложна для восприятия публикой, для отношения к ней коллег-музыкантов.

Я сегодня борюсь с предубеждением академических музыкантов, которые считают гитару инструментом второго сорта. И мне удается победить! Я много выступаю с оркестрами. Обожаю это делать. Сейчас произошла своего рода революция в плане отношения к гитаре, особенно в нашей стране. В России есть выдающиеся артисты и дирижеры, я с большей частью из них переиграл. Это добавляет плюсов инструменту.

Камерные музыканты не очень хотят играть с гитарой. Еще потому, что нет «подходящих» произведений. Мне приходится заниматься переложением каких-то пьес для гитары. И эта работа является своего рода миссией в деле продвижения инструмента.

Существует огромное количество людей, которые не понимают этот инструмент. Люди удивляются: как можно, например, Баха сыграть на гитаре? Я доказываю, что у классической гитары — масса возможностей и очень большие перспективы. Как и у другого старинного инструмента — лютни, которую я сегодня представил публике. Вместе с моими муромскими друзьями Андреем Чернышовым и Мариной Беловой, которые являются пропагандистами лютни, мы подумываем над совместным проектом.

— Сегодня в зрительном зале было немало детей. «Влюбившись» в Вас, они захотят учиться играть на гитаре. Дайте совет, как стать вторым Дмитрием Илларионовым&

— Не надо советовать этого детям! Пусть учатся играть, любить свой инструмент. Музыка должна звучать в жизни ребенка. Ошибка педагогов в том. что без остановки готовят из детей концертных исполнителей, настраивают их только на успех. А музыкой надо заниматься без амбиций, потому что тебе это нравится.

Да здравствует сюрприз! По мотивам.

«Маша, здравствуйте! — раздается неожиданный субботний звонок от руководителя муромской филармонии Е. Л. Пономаревой. — У меня — сюрприз! Сегодня в „Школе слушания“ играет Дмитрий Илларионов».

Это невероятно. Вчера — «большой» концерт, сегодня — еще одно выступление. Для звезд классической музыки, подобных Дмитрию Илларионову — это поступок: отыграть два концерта с промежутком в одну ночь между ними. Но в этом он весь: эмоциональный, неудержимый, неутомимый пропагандист своего инструмента, готовый рассказывать о гитарной музыке бесконечно, с тем, чтобы научить публику любить гитару так же, как любит ее он сам.

Увы, мне не удалось сделать «дубль два»: прийти на Илларионова еще и в «Школу слушания». Своими впечатлениями от занятия делится сегодня руководитель муромской филармонии Е. Л. Пономарева:

— …Уже ставший привычным распорядок: суббота, 14.00, зал Детской музыкальной школы. Первыми приезжают на школьном автобусе ученики лицея № 1. Зная о дефиците свободных мест в зале, заранее приходят мамы с детьми, бабушки с внуками. И вроде бы все, как всегда. Но не совсем. Сегодня в «Школе слушания» — специальный гость. Один из лучших гитаристов России, музыкант с мировым именем — Дмитрий Илларионов. Он мгновенно устанавливает контакт с залом, в котором до конца занятия царит дружеская, веселая атмосфера. Дмитрий не только играет, много рассказывает об инструменте, о гитарной музыке, отвечает на вопросы юных слушателей.

— Почему выбрали гитару? Как учились? Что может ваш инструмент? Где бывали с концертами?

— А на электрогитаре играете? — неожиданно раздается из зала.

— Играю! — совершенно серьезно отвечает музыкант. — Но, поверьте, и на классической гитаре можно сыграть все, чего ждут от электро.

И он играет, «доказывает», убеждает публику в своей правоте.

— Вот вы такой знаменитый, много ездите, а всё-таки не такой известный, как Сергей Лазарев. Почему? — вопрос одного из юных «слушателей» сначала вызывает недоумение у публики, а потом и смех.

А Дмитрий Илларионов, которого ребенок видит и слышит впервые, серьезно отвечает на вопрос.

Час в «Школе» пролетел. Нет, скорее промелькнул!

Сказочная встреча, сплошная импровизация — виртуозная и талантливая. Мы все, взрослые и дети, загадали желание. Нет! Вслух не скажем, какое. Но вы ведь догадались?

Мария Гусева
«Муромский край» 1 февраля 2017 года

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору