Пианист — «МК»: «Настораживает, что уроки музыки ставятся или не ставятся на усмотрение директора»
Давно известны организаторские таланты Мацуева — мало того, что сам он дает по 200 концертов в год и планки не понижает, так еще курирует массу детских конкурсов и фестивалей, строит в родном Иркутске зал... С ним мы и подводим музыкальные итоги 2013 года.
Денис Мацуев фото: Наталья Мущинкина
— Как бы вы оценили год уходящий?— Разумеется, год был непростой, но все же есть ряд оптимистичных нюансов, которые не могут не вдохновлять. Например, поднимаются регионы. Концертная жизнь там очень насыщенная. Еще из примеров — мы (работая и в Общественном совете при Минкульте и в Совете при Президенте) не допустили такого нонсенса, как старт профессионального образования в 12 лет (что подразумевали новые образовательные стандарты), ведь музыкальные каноны закладываются с раннего детства. Пришлось похлопотать, походить по разным ведомствам, чтобы отстоять ДШИ и специальные музшколы. Их не тронут.
— А обычные школы?— Настораживает, что уроки музыки в обыкновенных школах ставятся или не ставятся в расписание чисто на усмотрение директора. Если директору нравится музыка — она будет, а если нравится физкультура — будет физкультура. Это, на мой взгляд, глубоко неверно. Потому что музыка, наравне с русским языком и литературой, является фундаментальным знанием, и закладывать, еще раз скажу, всё это надо с раннего детства. От этого зависит мировоззрение ребенка, открытие его второго полушария.
— Но вернемся к регионам...— Я очень много гастролирую по стране, у меня много региональных фестивалей — в Оренбурге, Перми, Челябинске, Тюмени, Казани, конечно, в моем родном Иркутске. Вижу, что происходит. Залы переполнены, филармоническая жизнь бурлит. Гастролируют лучшие оркестры, лучшие солисты... но об этом нужно говорить. К сожалению, на первый план сейчас вылилась череда скандалов. Почему всех интересует только жареное?
— Нет, ну не писать о Большом театре было нельзя — это перешло все границы, дальше просто катиться некуда.— Естественно, естественно. Но проблема в том, что хорошее — не есть рейтинговое. От такого понимания нужно уходить. Да и само отношение к культуре должно меняться. Я сейчас не о финансировании говорю, которое шло по остаточному принципу. Изначально должно быть иное отношение — начиная с чиновников, и заканчивая простыми людьми. Потому что в последние 20 лет культуру воспринимали как к развлекаловке. А это ж совсем иное. Наравне с недрами, культура — наша гордость. Особенно в контексте регионов.
— Тем более, что 2014-й — Год культуры...— Да для меня каждый год как Год культуры. В 2014-м у меня состоятся те же 200 концертов, как и в году уходящем. Вся моя общественная деятельность — безусловно хлопотная, но она не отягощает. Наоборот, даже вдохновляет. Если когда-нибудь я пойму, что общественная деятельность негативно сказывается на моем качестве как техническом, так и душевном, — я отойду от общественной нагрузки. Говоря о 2013-м, можно вспомнить о печальных датах — ушел из жизни Александр Борисович Рахманинов (внук знаменитого композитора), Иветта Воронова (основатель фонда «Новые имена»), Владимир Шагин (директор Иркутского музыкального театра). Но с уходом таких людей, ответственность только возрастает — это касается и фестиваля «Новых имен», и иркутского фестиваля... Кстати, 2014-й — это 25-летие «Новых имен» и 10-летие «Крещендо». 10 лет прошло, с ума сойти! У нас будут пышные отмечания по всей стране и вне ее — в Иркутске, Екатеринбурге, Пскове, Москве (огромный гала-концерт со Спиваковым, Гергиевым, Темиркановым), а также гала-концерт в Карнеги-Холле в Нью-Йорке.
— Допустим, за Иркутск можно быть спокойным — там вы, в Казани — Сладковский, а еще?— Конечно, многое зависит от творческой личности, стоящей во главе дела, а также от личности руководителя региона. Но, в целом, (а я примерно 40 концертов в год играю в регионах) вижу, что постепенно культура выходит в приоритеты. Знаковые события происходят «на местах», и это здорово. Кстати, на наш сентябрьский фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутск приедет Израильский филармонический оркестр под руководством Зубина Меты. И сейчас мы ведем переговоры, чтоб по пути они заехали в Новосибирск, Екатеринбург, может, в Тюмень (а может, и в Калининград). И это, согласитесь, очень показательный момент, что в Сибирь, на Урал приезжают лучшие... да, это дорого, но мы стараемся, чтобы это случилось.
— Сладковский не раз говорил, что в Казани ему понадобилось время, чтоб снова проросла филармоническая публика...— Ну за мой родной Иркутск точно нельзя беспокоиться — за билетами на фестиваль «Звезды на Байкале» очередь занимают с пол-пятого утра и пишут номера на руках — как раньше стояли за колбасой. И кто бы не приехал — звезда мировой музыки или начинающий солист, — это всегда аншлаги. Да, в 90-е годы — как и везде — очень многое было потеряно, но теперь — цитируя «Нью-Йорк Таймс» — это «сибирский Зальцбург». Кстати, кроме Иркутска в прошлом году возникла два моих новых начинания — конкурс в Астане и конкурс Sberbank Debut, — благодаря этим смотрам зародилась совершенно новая фантастическая команда музыкантов. Они прагматичные в хорошем смысле, точно знают, как надо развиваться. Вроде как нормальные обычные дети, но ощущение такое, будто играет большой мастер, — и это поколение очень сильно о себе заявит.
— О пианистах можно не переживать...— Точно. Но надо продолжать развивать детские конкурсы. Кстати, на моих смотрах такой регламент, что практически нет проигравших — кто проходит, тот и становится лауреатом, членом нашей большой команды. Меня это очень заводит — растим себе смену.
— Да, но есть и другие музыкальные профессии — те же духовики — с которыми серьезные проблемы...— Это дискуссия для большого интервью, но если говорить вкратце, пора отойти от принципа, что «русские впереди планеты всей». До революции в наших консерваториях духовым специальностям обучали австрийцы, немцы, французы, голландцы. У таланта не может быть национальности. Мы уже встречались на Оргкомитете конкурса им. Чайковского 2015 года, и среди сказанного была обеспокоенность за русскую исполнительскую школу, но конкурс есть конкурс — откуда бы ты не приехал, хоть из Мозамбика, — если сыграешь достойно, тебе надо давать первую премию. Никакой политики здесь не должно быть.
— Есть ли проблема по стране в концертных залах?
— Безусловно. И это огромное счастье, что мы с иркутским губернатором запустили историю с новым концертным залом по проекту двух канадских архитекторов и при участии уникального японского акустика Ясухиса Тойота (мы с ним в Лос-Анджелесе повстречались, и теперь у него есть разные мысли по поводу внутренностей, например, он сразу придумал, что интерьеры будут из сибирского кедра). За дело взялись рьяно, мы нашли место, все проекты в разработке, и через — дай бог — два с половиной годы будет открытие с Лондонским филармоническим оркестром и маэстро Лорином Маазелем.
— Круто.— Иркутск — это святое. А говоря о залах... в Новосибирске открылся очень приличный зал, в Омске, еще в Белгороде, или в Красноярске отремонтировали — там очень неплохая акустика и атмосфера. Теперь в Сибирь не стыдно возить большие коллективы.
— И последнее — где проведете Новый год?— Вы не поверите — я улетаю в Иркутск, это мой первый Новый год на родине за 22 года. Там мы делаем Рождественские встречи, а именно 31-го — огромное Новогоднее шоу, на которое приедут звезды балета Большого театра, второе отделение — классическое, третье — джазовое (детский биг-бэнд Иркутска). Затем — баня, погружение в Байкал, так что всё по плану...
материал: Ян Смирницкий
http://www.mk.ru